"Курская-кольцевая" снова в строю

Самая большая в России станция метро – "Курская-кольцевая" – открыла двери для посетителей. Через год после реставрации москвичи увидели ее обновленной – и такой же, как и 60 лет назад. В точности воспроизведено всё то, за что архитекторы в 50-м году получили Сталинскую премию.

Самая большая в России станция метро – "Курская-кольцевая" – открыла двери для посетителей. Через год после реставрации москвичи увидели ее обновленной – и такой же, как и 60 лет назад. Потолки украшают знаменитые рубиновые звезды, в точности повторены многоярусные люстры и даже гранит и мрамор для пола вестибюля и стен. Все то, за что архитекторы в 50-м году получили Сталинскую премию. Многих материалов спустя полвека в природе уже нет, однако реставрацию памятника архитектуры уже назвали образцовой.

"Курскую кольцевую" в советские времена называли самой элегантной станцией в Московском метро. Руководитель группы архитекторов, легендарный Жолтовский – русский Растрелли начала XX века. За эту работу он получил Сталинскую премию. Но за десятилетия эксплуатации "Курская" обветшала. Не удивительно: ежедневно здесь проходят более 60 тысяч пассажиров. Перед строителями современными поставили задачу: восстановить наследие советской эпохи в первоначальном виде.

"Нам пришлось восстанавливать весь гранит. И гранит причем подбирался по цвету такой, какой он был в 49-м году. Искали, привозили наш российский гранит", – рассказывает Сергей Ковалев, главный инженер предприятия "Метроинжреконструкция". Работали по старым чертежам. Некоторые элементы, которые были утеряны, пришлось воссоздавать заново. Заменили эскалаторы, полы, вернули исторический орнамент. Колонны отчистили от грязи, что накопилась за десятилетия, обновили стены.

Повернуть время вспять и сделать все, как 50 лет назад, удалось. Мрамор, колонны, декоративные элементы. Единственное изменение – из ниши исчезла находившаяся там в 49 году статуя Сталина. В середине 50-х, во время разоблачения культа личности, монумент бесследно пропал. Было решено его не воссоздавать.

Остальные изменения – дань времени. "Мы с вами деревянной балюстрады не увидим никогда. А вот с точки зрения конструктивных особенностей, художественного убранства – почему она через свои 50 лет после открытия должна быть другой?", – говорит Дмитрий Гаев, начальник Московского метрополитена.

По нормам безопасности и комфорта "Курская-кольцевая" не хуже новых станций, что вводятся в строй сегодня. Современные коммуникации, обновленные служебные помещения, современная система пожаротушения, вентиляции и видеонаблюдения. Установлены 33 камеры. Милиция довольна. "Кассы на виду. Вокзал рядом: люди идут с поезда. Мы можем посмотреть, кто, сколько, что несут и т.д., кто как себя ведет. Удобно!", – отмечает Николай Иванов, начальник управления милиции на Московском метрополитене.

Для входа пассажиров вестибюль был закрыт чуть больше года. Теперь прямо из метро можно попасть к платформам Курского вокзала, на улицу Казакова. А это значит, что на станциях "Чкаловская" и "Курская" Арбатско-Покровской линии будет посвободнее в час пик.

Сегодня, кстати, пассажиров немного – еще не все привыкли. Но даже те, кто очень спешит, невольно замедляет шаг, чтобы оглядеться:
- Ой, как круто!
- Всё как раньше, красиво!

После открытия "Курской" метростроевцы начнут восстановительные работы на "Белорусской-кольцевой". Заменят эскалаторы, реконструируют вестибюль. Та же судьба – у "Площади Революции" и "Октябрьской". И самое сложное: в 2011 году для пассажиров закроется "Парк Культуры". Но на "Курской" становится понятно: временные неудобства стоят того, чтобы московское метро по-прежнему оставалось самым красивым в мире.