Полвека назад началась "кукурузная кампания"

Ровно 50 лет назад состоялась историческая поездка Никиты Хрущева в США. Генсек побывал в Вашингтоне, Лос-Анджелесе, Сан-Франциско. Но чаще всех, пожалуй, Хрущева вспоминают фермеры штата Айова. Он – единственный зарубежный лидер, который когда-либо приезжал в этот штат.

Ровно 50 лет назад состоялась историческая поездка Никиты Хрущева в США. Генсек побывал в Вашингтоне, Лос-Анджелесе, Сан-Франциско. Но чаще всех, пожалуй, Хрущева вспоминают фермеры штата Айова. Он – единственный зарубежный лидер, который вообще когда-либо приезжал в этот штат. Для них початок кукурузы стал символом советско-американской дружбы.

В Айове заветам Хрущева не изменяют. Здесь как жили кукурузой, так и живут. Растят ее, сами едят, кормят кукурузой скот и даже используют как талисман. Но светский генсек сделал местные поля знаменитыми, фермера Россуэла Гарста несметным богачом, а местное население еще тогда заставил учить русский.

Потому в годовщину визита в Айове танцы и парад, а быть похожим на советского лидера здесь – привилегия.

На самом деле Никита Хрущев гостил на ферме в городке Кун-Рапидс в сентябре. Фирменную трехметровую гибридную кукурузу Гарста тогда как раз убирали. Местное население к визиту генерального секретаря готовил Госдепартамент США, холодная война давала о себе знать. Сергею Хрущеву тогда было 24 и он сопровождал отца в поездке.

Хрущев приехал к хорошему знакомому. Гарст трижды до этого был в Союзе и встречался с генсеком в Крыму.

"Мы хотели купить семена, он хотел продать. Услышав про 5000 тонн, Гарст аж сел: у него столько не было", – рассказывает сын Никиты Хрущева Сергей

Хрущев и Гарст исходили пешком всю ферму, обедали жареными ребрышками и кукурузной кашей на веранде и снова шли в поле. По этим полям Хрущев и ходил – не только восхищался, но и делал замечания фермеру Гарсту.

Советский генсек еще в быстность первым секретарем на Украине к кукурузе был неравнодушен, а увидев урожайность Гарста и вовсе решил сменить сельскохозяйственный курс страны. Это ведь тем визитом навеяно: "А из сахарного сорта – каши пудинги и торты"; "И закуска, и гарнир, словом, пир на весь мир!".

"Это мой дед и его подарок от Хрущева – бурка", – показывает внучка Розвела Гарста Лиз.

Лиз Гарст, внучка фермера, которого за торговлю с союзом обзывали в деревне коммунистом, утверждает, что о политике ее дед с Хрущевым почти не говорил.

"Розвел был бизнесменом и зарабатывал деньги, продавая кукурузу и технологии в СССР, но к тому же он очень сильно боялся третей мировой войны, к которой были так близки в то время наши с вами страны", – вспоминает Лиз Гарт.

Лиз теперь – смотритель семейного музея, ферма Гарста признана национальным достоянием США. Она не знает, что сделать кукурузофилами совестких граждан так и не удалось. В 1962 случился Карибский кризис, и кукуруза на национальную идею уже не тянула, а в 1963 в Союзе неурожай и страна покупает уже не кукурузу, а пшеницу в Канаде.