Международный конкурс органистов имени Микаэла Таривердиева открылся в Москве

В этом году Международный конкурс органистов имени Микаэла Таривердиева отмечает свое 10-летие. Первые отборочные туры уже прошли в Германии и Америке. Теперь в музее Глинки состоится прослушивание российских участников. Финал по традиции пройдет в Калининграде.

В этом году Международный конкурс органистов имени Микаэла Таривердиева отмечает свое 10-летие. Первые отборочные туры уже прошли в Германии и Америке. Теперь в музее Глинки состоится прослушивание российских участников. Финал по традиции пройдет в Калининграде.

"Не секрет, что у этого конкурса всегда очень сложная программа. Туристы и слабые на него не приезжают. В этом году я не сомневаюсь, что конкуренция музыкантов из 20 стран будет серьезной", – рассказал американский органист и председатель жюри Джеймс Хигдон.

Конкурсные испытания еще не начались. А пока гостям приготовили сюрприз: мелодию из "Семнадцати мгновений весны" исполнило необычное японское трио – лауреат конкурса органистов Хироко Инноуэ и дуэт Хидэ-Хидэ, недавно записавший музыку Таривердиева для диска "Ностальгия".

Идея записать музыку Таривердиева возникла у японских музыкантов 2 года назад на предыдущем конкурсе органистов, почетными гостями которого они были.

"Уже тогда они знали музыку Микаэла Таривердиева – у них была идея ее представить, но они не знали как. И вдруг Катагами-сан придумал такую необычную конверсию перевода музыки Таривердиева для японских национальных инструментов", – говорит Вера Таривердиева, арт-директор конкурса и вдова Микаэла Таривердиева.

С ней соглашается и продюсер Китагами Юкио. "У Микаэла Таривердиева очень яркие, запоминающиеся мелодии и перед нами стояла задача не изменяя оригинальному материалу – добавить что-то новое", – говорит он.

На презентации диска в Москве музыканты признались – сначала идея использовать японские национальные инструменты, бамбуковые флейты сякухачи и трехструнный сямисэн, показалась им рискованной.

"Мы волновались, получится ли. Но уже на самых первых репетициях нам стало казаться, что музыка звучит так, как будто специально писалась для наших инструментов", – говорит японский музыкант Хидэки Оноуэ.

Одним из первых оригинальность звучания оценил режиссер Сергей Урсуляк. Прослушав диск, решил пригласить дуэт Хидэ-Хидэ для записи музыки Таривердиева к приквелу "Семнадцати мгновений весны".

"В нашем фильме "Исаев" есть японская тема, и действие частично происходит в Японии и на Дальнем Востоке. Мне показалось, это будет новой неожиданной краской для музыкальной партитуры нашей картины", комментирует режиссёр Сергей Урсуляк.

Запись, презентации, репетиции – но японским музыкантам все же удалось побродить по городу. "Город гораздо более светлый, чем мы ожидали. А исторические здания – они как из сказки. И есть ощущение чего-то ностальгического. Как в произведениях Таривердиева, которые мы играем. Возможно, эти впечатления помогут нам лучше понять, почувствовать его музыку", – говорит музыкант Хидэки Исигаки.

А пока японские исполнители прощаются с Москвой, обещая еще раз вернуться сюда.