Дагестанский транзит

Россия является одной из самых богатых в мире стран по запасам полезных ископаемых, в том числе нефти. Ежегодно в стране добывается до 500 миллионов тонн "черного золота". А вот, сколько из этого количества находится в незаконном обороте – точных данных нет.

Россия является одной из самых богатых в мире стран по запасам полезных ископаемых, в том числе нефти. Ежегодно в стране добывается до 500 миллионов тонн "черного золота". А вот, сколько из этого количества находится в незаконном обороте – точных данных нет. Подпольный нефтяной бизнес стал одним из самых доходных, причем, на уровне целых регионов. Эвелина Закамская провела специальное расследование в Дагестане.

Без нефти не взлетят самолеты, не двинутся с места машины, не выйдут в поле комбайны и тракторы. В России находится порядка 10 процентов доказанных мировых запасов нефти и крупнейшая сеть трубопроводов. Транспортировка, равно как добыча и продажа углеводородного сырья – залог национальной экономики уже много десятилетий. И столько же лет "черное золото" остается узлом противоречий и конфликтов. России знакомы все разновидности нефтяных противостояний: политических, межгосударственных, криминальных. Каждое стоит дорого. Незаконные хищения нефти из труб помноженные на коррупцию, социальную нестабильность и безнаказанность стали темой нашего расследования в одном отдельно взятом регионе.

"Борьба с преступниками напоминает бой с мифической гидрой, у которой на месте срубленной головы вырастает две" – это кадры захвата очередной преступной группы, пойманной с поличным. Дело происходит в Дагестане. Ведущей отраслью теневой экономики здесь, да и на всем Северном Кавказе, пока остается незаконный отбор нефти и газа из трубопроводов. Нефть транспортируется на подпольные кустарные "заводы-самовары". Там превращается в бензин и масла, которые, не дай Бог, окажутся в вашем автомобиле. Увы, это доходный криминальный бизнес и большой риск для государства.

Через нефтепровод "Баку-Новороссийск", 500 километров которого проходит по территории республики, прокачивается примерно 4,5 миллиона тонн топливного сырья в год. Кроме азербайджанской нефти в Махачкале в трубу добавляется нефть казахстанская. Топливное сырье подвозят из Казахстана в морской порт Махачкалы танкерами – каждый день отгружают по 12-15 тысяч тонн. Сначала – в резервуары, а потом на нефтеперекачивающую станцию. Уже оттуда начинается долгий и тернистый путь нефти через Дагестан.

Только убедившись в том, что нефть из Казахстана пришла в надлежащем количестве и соответствует всем требованиям по качеству, ее отправляют к основному магистральному трубопроводу. Так называемая технологическая ветка проходит под землей – ее длина 16,5 километра, это самый безопасный участок, случаев хищения из нее местные специалисты не припомнят.

Если зона нефтеперекачивающей станции "Махачкала" считается спокойной, то из основной трубы только в прошлом году было похищено 24 тысячи тонн нефти. Это примерно 8 железнодорожных составов. Независимые эксперты утверждают, что воровство нефти в республике ежегодно составляет 300-500 тысяч тонн. "Течет река – отчего не напиться", — пожимают плечами некоторые местные жители, незаконно врезаясь в трубопроводы. Вместе с тем, такие потери вследствие хищений ставят вопрос в принципе о целесообразности транспортировки нефти через регион.

- Самая большая беда в том, что это тот случай, когда, как по-русски говорят, козлов пустили капусту охранять. Поэтому вопросы надо задавать не мне, и даже не прокуратуре, не милиции, а надо задавать эти вопросы, прежде всего, здесь, в Москве, тем, кто и на основании каких критериев вообще дают это кому-то охранять. Если нефтепровод – это федеральное хозяйство, если все назначения идут оттуда, вы сами разберитесь со своими делами, – считает Муху Алиев, президент республики Дагестан.

- Но ведь если случится взрыв газопровода на территории республики, это будет проблема республики?

- Все, что происходит на территории республики, это проблема республики. Поэтому для того, чтобы этих проблем было поменьше, нужно чтобы и федеральные органы республики, и республиканские работали в одном направлении и защищали государственные интересы, – уверен Муху Алиев.

В июле этого года ОАО "Черномортранснефть" – дочернее общество "АК "Транснефть" – открыло свое представительство в Республике Дагестан. Событие беспрецедентное. Это представительство – единственное в России, и основу его составляет служба безопасности. Два года назад был принят закон "Об оружии", который разрешал структурам "Газрома" и "Транснефти" создавать собственные вооруженные формирования для охраны трубопроводов.

В последние годы преступники стали действовать особенно изощренно, если раньше мобильные патрули находили врезки с отводами в километр-полтора, то сейчас стали обнаруживать даже пятикилометровые отводы с 60-тонными цистернами, вкопанными в землю. Поэтому тысячи охранников и техников обеспечивают безопасную транспортировку нефти. Поэтому такое дежурство ведется круглосуточно.

"После реорганизации у нас работает пять команд, которые расположены по всей территории Дагестана. И они подчинены единому центру, чтобы было легче мобильно управлять этим отрядом", – объясняет Джафар Насиров, руководитель представительства АК "Черномортранснефть" в Дагестане.

Но задержать преступников, еще даже не половина дела. Из последних 23 уголовных расследований при поимке с поличным до суда дошло 9, а осужден только один человек. Был случай, когда водитель, пойманный на врезке с бензовозом ворованной нефти, через два дня был снова схвачен на этом же бензовозе. Хотя водитель должен был находиться в камере предварительного заключения, а бензовоз на штрафстоянке. Говорят, что порой доходит и до полного абсурда – на одной свадьбе отец прилюдно подарил сыну врезку в нефтепровод: "На, сын, владей!" Такие врезки чреваты авариями, разливами нефти и экологическими бедствиями. И последнее такое ЧП имело место всего два месяца назад.

"В середине июня подвижными группами, которые патрулируют данный участок, была обнаружена врезка на трубопроводе. В результате раскопок на месте обнаружения врезки был обнаружен отвод из шланга высокого давления, который подводил к старой заброшенной трубе, по которой когда-то, еще во времена Советского Союза, нефть поступала на наш нефтепровод. Она была нанесена на наши схемы и карты, поэтому мы ее периодически проверяли. Люди, которые занимаются хищениями нефти, тоже вполне грамотные. Но благодаря правоохранительным органам, было определено, что существует группа по хищению нефти, врезка была ликвидирована. Также мы потребовали, чтобы эту старую трубу также выкопали и убрали от нефтепровода", – рассказал Аркадий Егоров, заместитель начальника объединенного отряда "Дагестан".

Эту врезку вовремя обнаружили. Однако про качество бензина с мини-НПЗ, прозванных в народе "самоварами", вам расскажет любой водитель. Как паленая водка опасна для здоровья человека, так и паленый бензин опасен для двигателя авто. "Ликуйл", "Юкойл", "ЮКАС" — это названия АЗС в Дагестане. На выбор есть любые псевдобренды.

"На разных заправках – разный бензин, но качественного бензина практически нет в Дагестане. Если мне где-то более или менее качественный бензин попадается, там я и стараюсь заправляться всегда", – говорит один из местных водителей.

Интересно, что "заводы-самовары" обычно расположены в одних и тех же местах. О них знают, их закрывают, опечатывают, потом потихоньку открывают снова.

Ныне руководство всей службой безопасности ведется из Каспийска. Вместо трех отрядов – пять команд. В каждой подвижной группе обязательно представитель вневедомственной охраны милиции с табельным оружием. Отряды мобильные и независимые от руководителей глав районов. Все сотрудники службы безопасности набираются из местных жителей.

"Образование, физическая форма, вменяемые должны быть люди, которые прослужили в армии, так как им мы доверяем оружие. Из-за этого очень большие требования к кандидатам. Здесь на одно рабочее место может претендовать 15-20 человек. Люди хотят работать, но отсутствуют рабочие места. Из-за того, что нет работы, люди и лезут в карман к государству, чтобы что-то заработать", – считает Джафар Насиров, руководитель представительства АК "Черномортранснефть" в республике Дагестан.

Дагестан – регион с очень высокой безработицей, латентный уровень доходит до 40%. Регион дотационный. Появилась новая категория людей, которые до 30 лет никогда и нигде официально не трудились. Быть нанятым на работу в систему "Транснефти" – водителем, охранником, техником, инженером – это даже не удача для жителя Дагестана, а гораздо больше – гарантия, что жизнь удалась. Трудоустроенный в Дагестане даже на самую скромную должность – уже элита общества. Он не станет боевиком и вором, не попадет в криминальную хронику.

Среди тех, кому повезло, семья Насруллы Гасанова. Водитель с нефтеперекачивающей станции "Сулак" говорит, что в совхозе, где он работал раньше, сейчас не выжить. Сезонный сбор винограда семью не прокормит. Насрулла с грустью вспоминает годы, когда совхоз в селе Гиджух был процветающим, а вино с местных виноградников, известный любителям дагестанский кагор, поставлялся на самые высокие столы. С тех времен остался у Насруллы добротный дом, где живет большая его семья. Но теперь это трудовая династия нефтяников. Сын Насруллы Гасанова работает в "Черномортранснефти" охранником. Недавно женился. Это пример счастливой судьбы. Так жить в Дагестане мечтают многие, удается – единицам.

Потому не испытывает недостатка в студентах учебный центр "Транснефти". Он был создан в Хасавьюрте в 2004 году. Здесь готовят слесарей, трубопроводчиков, электромонтеров – специалистов, необходимых для грамотной и безопасной эксплуатации нефтепроводов. Конкурс на место в ПТУ как в хорошем московском вузе – 8-10 человек на место. Приходят даже с высшим образованием. Распределение выпускники получают на всех направлениях российских нефтяных веток – от Калининграда до Восточной Сибири.

500 километров российской нефтяной трубы через Дагестан – это длина нашего путешествия, стремительного, но достаточного, чтобы понять, как глубоко и странно переплетены между собой желание легких денег, азарт обмануть, обойти, украсть и многовековое, впитанное и усвоенное навсегда уважение к труду. Уровень коррупции действительно невиданный даже в масштабах России. Пойманный в ходе последнего рейда расхититель нефти – местный депутат. Сейчас под подпиской о невыезде. Будут ли его судить? Есть серьезные основания в этом сомневаться.

С другой стороны, мы видели молодых людей с лопатами, раскалывающих горы, прямо как в старинных сказках. Эти камни грузят на самосвал и продают потом строителям. "Одна машина – пять тысяч рублей", пояснили нам. Две тысячи заберет водитель за развоз, остальное поделят между собой. После – присказка, услышанная нами не раз: "Жить как-то надо…". Между прочим, откалывать куски камня от скалы, это еще не уйти в горы к боевикам. Переступить эту грань решаются совсем отчаявшиеся.

Это Дагестан. Край высоких гор и красивых, здоровых людей. Северный Кавказ, если кто не помнит, главный поставщик медалей в олимпийскую сборную во всех видах спортивной борьбы. Здесь в каждом селе – свой чемпион. Культ спорта – невиданный в большинстве других российских регионов. Но на самом деле здесь уже иногда спрашивают: "Вы из России?" Хотя Дагестан — это и есть Россия. Только очень самобытная и трудная ее часть. И нужно приложить немало усилий, чтобы она стала зоной надежного транзита.