Ледокол "Ямал": уникальные кадры арктической экспедиции

Стоя на носу ледокола, можно увидеть, кроме льдов, белых медведей и китов. А потом провести кругосветный хоровод вокруг Северного полюса
Год пролетел быстрее, чем многие ожидали. Из тумана выплыл ледокол, пришло время собирать чемоданы
Стоя на носу ледокола, можно увидеть, кроме льдов, белых медведей и китов. А потом провести кругосветный хоровод вокруг Северного полюса
Год пролетел быстрее, чем многие ожидали. Из тумана выплыл ледокол, пришло время собирать чемоданы
Ледокол "Ямал" должен высадить на дрейфующую льдину участников новой экспедиции "Северный полюс-37". Перед этим экипаж атомохода эвакуировал полярников, которые провели на исследовательской станции почти год. Ученые снимали свою работу на видеокамеру, и поделились этими записями со "Вестями".

Ледокол "Ямал" должен высадить на дрейфующую льдину участников новой экспедиции "Северный полюс-37". Перед этим экипаж атомохода эвакуировал полярников, которые провели на исследовательской станции почти год. Ученые снимали свою работу на видеокамеру, и поделились этими записями со съемочной группой "Вестей".

Вот так выглядит снятая со льдины полярная станция "Северный полюс-36". Так же выглядит и новая станция "СП-37". Для нее все эти доски, бревна, щиты – это новая мебель и домики. А от уже бывшей экспедиции остались лишь воспоминания о том, как прошел год на льдине.

- Вот, началась постройка нашего домика. Началась она несколько часов назад. Женька, повернись и улыбнись! Скоро это будет дом.

- Пока рано улыбаться.

Но даже после обустройства станция еще официально не работает. Открытие – это тогда, когда начинаются первые исследования.

"Копать снежные ямы – очень трудоемкая работа, потому что снег глубокий. Проваливаешься. Ведь полигон делался на чистом месте, чтобы избежать загрязненности", – рассказывает ведущий инженер-метеоролог станции "СП-36" Сергей Шутилин.

Но время от времени в научную работу вносила свои коррективы непогода. "Если проходит трещина рядом с этим прибором, приходится его вытаскивать и переставлять в другое место, – поясняет Сергей Кузьмин, ведущий инженер-океанолог станции "СП-36". – Это работа трудная, канительная. Если много трещин, если идет торошение. Всегда боимся, что может просто повредить прибор или его срезать"

А потом было еще сложнее. Темно, хоть глаз выколи. На полгода над станцией нависла полярная ночь. "Когда наступает полярная ночь, становится тяжело. Некоторые замыкаются, мало говорят, не общаются ни с кем. Кто-то становится ранимым. Начальник должен успокоить и направить всех в правильное русло, чтобы все нормально себя чувствовали", – говорит начальник станции "СП-36" Юрий Катраев.

И здесь на первый план вышли вечные ценности: кто играл с домашними животными, кто приручал редких полярных рыбок, кто устраивал посиделки у камина. "На день рождения каждому из ребят я пеку отдельный торт. Торты у меня достигали веса от 8 до 37 килограммов", – с гордостью говорит повар Владимир Семенов.

За год самое яркое впечатление у каждого свое: мороз минус 40, рождение щенков, приход белого медведя или первый самолет с провизией. "Помахали нам крыльями. Все были просто без ума от счастья! Рады и довольны. Некоторые даже выскочили из бани поприветствовать наших пилотов", – с улыбкой вспоминает ведущий инженер-гидрограф станции Евгений Медведкин.

Год пролетел быстрее, чем многие ожидали. Из тумана выплыл ледокол, пришло время собирать чемоданы.

В итоге – дань традиции. Закрытие метеостанции, спуск флага и обязательно слова благодарности льдине за спокойный дрейф и прощание. Но ненадолго – полярники почти всегда возвращаются вновь. Арктика манит.

Канал "Вести" – информационный партнер полярной экспедиции. Это наш совместный проект с "Росатомом".

Антон Борисов – единственный журналист на борту ледокола "Ямал". Он будет постоянно держать нас в курсе событий, а по возвращении из Арктики подытожит всю информацию и впечатления в документальном фильме об экспедиции.