В Петербурге – театрально-строительный бум

В Санкт-Петербурге один за другим открываются после реставрации театры. Причем, на темпы строительства не влияет даже кризис. Если работы и приостанавливаются, как, например, при возведении второй сцены Мариинки, то только из-за архитектурных споров.

В Санкт-Петербурге один за другим открываются после реставрации театры. Причем, на темпы строительства не влияет даже кризис. Если работы и приостанавливаются, как, например, при возведении второй сцены Мариинки, то только из-за архитектурных споров.

Свой обычный выходной губернатор Петербурга начинает с объезда наиболее значимых городских строек. И первый в том списке – Каменноостровский театр – уникальный памятник истории и архитектуры, каким-то чудом уцелевший на заболоченных землях северо-запада.

Он сплошь деревянный. В нынешней России таких сохранилось только два. Возведенный в 1828 году, в 2005-м театр был передан в ведение легендарного БДТ. И реставраторам удалось вновь вдохнуть в него жизнь, действуя максимально деликатно.

"Конечно, было бы проще разобрать и восстановить все с нуля, – говорит губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко. – Но тогда бы мы получили новодел и навсегда утратили этот уникальный памятник".

Этот невероятный строительный кульбит (для реставрации памятник пришлось буквально подвесить в воздухе) – лишь один эпизод в долгосрочной программе по восстановлению театров Петербурга. Город буквально покрылся сетью стройплощадок, милых сердцу всякого театрала. В подтверждение этому – слова художественного руководителя Молодежного театра на Фонтанке, народного артиста России Семена Спивака: "Какие-то вещи заморожены, а театры строятся. Ведь сказано в Библии: "не хлебом единым жив человек". Думаю, это и о нас".

Рожденный в 1980-м, ютившийся в помещении катка, Молодежный театр на Фонтанке только теперь обрел ультрасовременное здание, в котором бережно сохранены старинные ажурные фермы – детище Владимира Шухова, Таков главный лейтмотив городской программы – создавать, не разрушая.

Любая репетиция в театре имени Акимова – это демонстрация невероятно сложно устроенной сцены. Но театр, созданный купцом Елисеевым как кабаре и приложение к знаменитому гастроному, далеко не всегда был таким современным. "Театр начинается с вешалки" – это не более чем фигура речи. На самом деле театр начинается со сцены, поскольку без гардероба спектакли играть можно, а без сцены – никак. После того, как сцену реконструировали, это стал один из самых удобных для зрителей театров Европы.

Не менее удобные залы уже в декабре этого года обретет театр "Лицедеи". С 1969 года всенародно любимый Асисяй и его коллеги мыкались по углам. И вот теперь именно их театр станет душой великолепного центра искусств.

Коридоры Александринки. Ее художественный руководитель, народный артист России Валерий Фокин – сугубый москвич, сознательно выбравший Петербург, внятно объясняет, почему именно Петербург в последние годы завоевывает такое количество "Золотых масок". "Здесь для творческой работы условия лучше, – считает он. – Этот город более сосредоточен. Москва перепутана. А здесь есть чувство культуры и сосредоточенности. Поэтому условия для того, чтобы называться культурной столицей, здесь огромные".

Насколько правдивым окажется вердикт знаменитого режиссера, станет известно уже в конце этого года, когда город обретет сразу несколько новых театров.