Новые правила для автошкол: маленький город для больших водителей

С октября этого года вступают в силу новые правила по оснащению автошкол. Теперь они должны быть оснащены не только тренажерами-симуляторами и аппаратным комплексом, определяющим психофизические данные будущего водителя, но и уменьшенной копией города. Споры вокруг нововведений не стихают.

С октября этого года вступают в силу новые правила по оснащению автошкол. Теперь они должны быть оснащены не только тренажерами-симуляторами и аппаратным комплексом, определяющим психофизические данные будущего водителя, но и уменьшенной копией города. В среде профессионалов и автолюбителей такие нововведения были приняты неоднозначно.

Автодром со светофорами и железнодорожными переездами, аппараты по определению стрессоустойчивости и темперамента, учебные автомобили с системами видеофиксации - страшный сон каждого руководителя автошколы должен стать явью в октябре. Пока на новое оборудование денег у обучающих компаний нет. И в ближайшее время они вряд ли найдутся. Это значит, что автошколам не продлят лицензию и они либо закроются, либо введут систему экстерната.

“Я б водители пошел, только где теперь меня этому научат?”. Вопрос не праздный, особенно в свете вступивших в силу новых правил по подготовке водителей. С октября для того, чтобы Министерство образования продлило лицензию, автошкола должна быть оснащена не только тренажерами-симуляторами и аппаратным комплексом, определяющим психофизические данные будущего водителя, но и уменьшенной копией города с железнодорожными переездами, пешеходными переходами и светофорами. Споры вокруг нововведений не стихают. Сторонники технического прогресса напирают на цифры статистики – 15% аварий происходит по вине новичков, значит надо повышать качество обучения. Противники обращаются к той же статистике - в оставшихся 85% случаев виноваты опытные водители. И значит стоит вспомнить о здравом смысле. Александр Жуков, исполнительный директор Ассоциации московских автошкол воспитательной пользы от шлагбаумов и светофоров мини-города не видит.

“Первоначальная подготовка может осуществляться на закрытой площадке и не надо там никаких наворотов делать, каких-то там перекрёстков, шлагбаумов. Первоначальная подготовка на площадке этих функций нести не должна. Там надо научить водителя трогаться, маневрировать, чтобы он чувствовал габариты машины, не глох и так далее. И как только он это освоил, выезжать потихонечку на дороги, для того чтобы готовить в реальных дорожных условиях'', - считает он.

Вспоминают противники нововведения и про материальную сторону вопроса. Аппаратные комплексы, тестирующие психику, стоят порядка 100 тысяч рублей, столько же встанет оборудовать автомобиль системой видеонаблюдения. А тренажеры - симуляторы вождения обойдутся школе в 150 тысяч рублей и выше. По чем нынче железная дорога в миниатюре - в автошколах бояться и думать. “Обойтись своими силами не получится, - добавляет заместитель главного редактора журнала "За рулем" Игорь Моржаретто. Тут надо бы местные власти немножечко “наклонить”. Сказать – ребята, ведь вы тоже заинтересованы в снижении аварийности, сделайте нормальные цены за аренду площадки, сделайте нормальные цены за аренду помещения, а пока давят только на одни автошколы. Увы, это будет сопровождаться повышением стоимости, потому что школы обяжут покупать видеокамеры и арендовать площадки”, - говорит он.

И этот фактор уже заставляет водителей отказаться от возвращения за парты в качестве учеников. Директор одной из московских автошкол Василий Морозов уже фиксирует падение интереса к курсам. Потенциальные водители предпочитают экстернат.

“Москва у нас такой хороший город, где очень развит экстернат. Народ больше предпочитает готовиться самостоятельно. Вы пойдите к врачу, который подготовился самостоятельно дома! Вот у нас около 40% - это люди, которые подготовились самостоятельно. И им дали, как везде написано, в руки средство повышенной опасности”, - говорит Морозов.

К тому же модель города в миниатюре не так уж и мала: для того, чтобы разместить на площадке все шлагбаумы, улицы и перекрестки, нужно никак не менее 2-х свободных гектаров.

“Москва - сложный город. Найти место, все говорят о 2 гектарах, даже найти 1 гектар – очень сложно, проблематично. Это надо уходить в область. А поедут ли ученики заниматься в область, там, где автошкола сможет взять площадку, я сомневаюсь”, - считает Морозов

Так что выходит, что качества образования такими методами не добиться. Другой вопрос - качество приема экзаменов. И тут все в один голос соглашаются. “И площадка в виде города, и камеры в автомобиле нужнее на экзамене, - уверен директор ассоциации автошкол. В экзаменационной работе – пожалуйста. Оборудуют пусть свои машины экзаменационные, которые в МРЭО находятся, чем угодно – видеоконтролем, что хотят пусть туда и ставят. За бюджетные деньги’’.

Голоса инструкторов по вождению все-таки были услышаны. В июле вышло письмо Министерства юстиции, в котором ведомство, изучив все обстоятельства, потребовало нововведения в правила обучения в автошколе в связи с нарушением действующего законодательства - отменить, и об исполнении - доложить. Пока Минобразования на требование не отреагировали. Школам пора закупать оборудование, однако если новые правила признают недействительными, траты окажутся напрасными. Между тем, до момента вступления нововведений в силу осталось меньше месяца.