Надежда Никитенко: останки Ярослава Мудрого расскажут много нового

Ученые потревожат прах Ярослава Мудрого. Сегодня из склепа в Софии Киевской они достанут дубовый гроб, где покоятся останки славного князя. О том, зачем это нужно, "Вестям" рассказала профессор, зав. делом научно-исторических исследований заповедника "София Киевская" Надежда Никитенко.

Ученые решили потревожить прах Ярослава Мудрого. Сегодня из склепа в Софии Киевской они достанут дубовый гроб, где покоятся останки князя, при котором Киевская Русь прославилась на всю Европу. Зачем это нужно? Об этом "Вестям" рассказала профессор, заведующая отделом научно-исторических исследований национального заповедника "София Киевская" Надежда Никитенко.

- Самой главной тайной саркофага является вопрос, кто покоится в нем помимо Ярослава Мудрого. Сейчас есть какие-то предположения?

- Безусловно, предположения есть, и существуют они издавна. И мне хочется сказать, что вопросов, связанных с саркофагом, с захоронением в нем, много. Сам саркофаг (напомню, он весит шесть тонн и он мраморный) состоит из четырехугольного ящика весом четыре тонны и двускатной крышки (две тонны). И это удивительное, можно сказать, произведение раннехристианского искусства, поскольку его украшает очень богатая резьба.

Открывали его и исследовали трижды: в 1936, 1939 и в 1964 годах. Впервые в 1936 году, когда его открыли с научной целью, там были обнаружены перемешанные кости мужского и женского скелетов, а также нашли несколько косточек детского черепа. Вот исследователи считают, что детские косточки сюда могли попасть совершенно случайно, во время ограбления, поскольку, судя по нарушенному состоянию этого захоронения, саркофаг был ограблен еще в древности.

В первый раз ограничились фотофиксацией, а уже в 1939 году найденные в саркофаге останки отправили в Ленинградский научно-исследовательский институт этнографии и антропологии. И там из разрозненных костей сложили целый мужской и целый женский скелеты. Провели достаточно тщательные экспертизы – анатомическую, антропологическую и рентгенологическую. И установили, что мужской скелет принадлежал человеку возрастом приблизительно 70 лет, который при жизни имел рост 172-175 сантиметров, врожденную хромоту и патологические изменения в правом тазобедренном суставе, которые наступили уже в зрелом возрасте.

Из летописи известно, что Ярослав хромал с детства, а Эймундова сага рассказывает о ранении ноги, которое князь получил во время битвы с печенегами. Умер он в 75 лет, а вот по другим данным – в 65 лет. И вот на основании этих свидетельств пришли к выводу, что действительно в саркофаге похоронен Ярослав Мудрый.

А вот что относится к женскому скелету, то здесь ученые дают неоднозначные ответы. Одни из них считают, что он принадлежит жене Ярослава, княгине Ирине, которая умерла, кстати, за несколько лет до него – в 1050 году. Другие исследователи, ссылаясь на свидетельства новгородских летописей, считают, что Ирина на самом деле похоронена в Новгородской Софии вместе со своим старшим сыном Владимиром Ярославичем, строителем Новгородской Софии, где до сих пор почитаются их мощи. Кстати, они были канонизированы, эти деятели исторические, в XV столетии, то есть это уже само по себе требует дополнительного исследования.

Сегодня саркофаг открывают, и мы знаем из старых актов открытия саркофага, что там лежат в дубовом ящике останки Ярослава, и здесь же, в запаянной стеклянной ампуле, – акты открытия саркофага, а также керамическая плита с надписями о том, что похоронен здесь Ярослав Мудрый.

И вот в 1939 году по черепу Ярослава скульптор-антрополог Герасимов создал его скульптурный портрет, экспонирующийся и в Историческом музее в Москве, и у нас в Софии Киевской.

А зачем предпринято новое исследование останков? Во-первых, прошло 45 лет после прежнего исследования. Безусловно, нужно проверить состояние этих реликвий, причем проверить на современном научном уровне. И на этом же уровне можно сделать очень перспективные новые исследования, особенно в историко-культурном отношении, поскольку это прольет яркий свет на спорные проблемы генотипа Рюриковичей, на этническое происхождение.

Кроме того, остается неясным до сих пор вопрос о происхождении самого Ярослава, о количестве его браков, о рождении его детей – от одной или двух жен? – потому что тут тоже ученые неоднозначны. Кроме того, мы пополним наши знания о физических и психических особенностях Ярослава, о его характере, о его состоянии здоровья, о его наследственных и приобретенных недугах, о ранениях, о длительности его жизни.

И вполне возможно, что будут внесены определенные коррективы в скульптурный портрет Ярослава. И это усилит его историческую достоверность. Ведь не секрет, что сегодня можно воссоздать и образ самого Ярослава, и жены – если это жена похоронена рядом с ним – с помощью компьютерной графики.

Ну, а кроме того, мы знаем, что сохраняются останки дочерей Ярослава (они сохраняются и во Франции, и в Венгрии) и его внучки от его дочери Анны – Едигны, мощи которой почитаются, кстати, в Германии. Будут привлечены исследователи из других стран также. И можно будет сопоставить эти останки на уровне ДНК и определить, мать ли этих дочерей Ирина лежит рядом с Ярославом или какая-то другая женщина, чей скелет, возможно, попал случайно. Вот на эти вопросы можно будет дать очень интересные ответы.

Я еще хотела бы сказать, что финансируется это "Укрэксимбанком". 56 тысяч гривен пока, предварительно, выделено на лабораторные исследования. Нужно сказать, что будут привлечены также лаборатории Швеции, Великобритании, США. Группу исследователей я возглавляю как заведующая отделом научно-исторических исследований, а вот ответственный исполнитель – это известный в Украине антрополог, доктор исторических наук, профессор Сегеда Сергей Петрович, а также доктор медицинских наук, заведующий кафедрой Медицинской академии, профессор Михайличенко Борис Валентинович. И сегодня ровно в два часа дня здесь, у нас, состоится, можно сказать, торжественное открытие саркофага Ярослава Мудрого для проведения всех этих исследований.