В Кунсткамере случайно обнаружили бесценную коллекцию

Коллекция буддийских фигур знаменитого ученого и путешественника многие годы оставалась безымянной. Но совсем недавно сотруднику Кунсткамеры удалось доказать, что позолоченные фигурки, которые многие годы без дела пролежали в запасниках, бесценны.

Коллекция буддийских фигур знаменитого ученого и путешественника многие годы оставалась безымянной. Но совсем недавно сотруднику Кунсткамеры удалось доказать, что позолоченные фигурки, которые многие годы без дела пролежали в запасниках, бесценны.

Кабинет, набитый позолотой, драгоценные фигуры повсюду – на столе, на полках, в шкафах. Сотни экспонатов. Другой бы умер от зависти, а Дмитрий Иванов привык. Для него коллекция долгие годы оставалась безымянной, а, значит, малоинтересной. Пока однажды случайно в руки старшего хранителя не попал альбом с гравюрами конца XVIII века. И пришло озарение, вспоминает Иванов. В своей каморке он, оказывается, хранил настоящее сокровище!

"Вот отсутствующий хвостик, вот отсутствующее ухо. Вообще вещь хорошая. А вот здесь след от этикетки Кунсткамеры. Они сохранились и на других экспонатах", – рассказывает Дмитрий Иванов, хранитель фондов Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого.

Та же картина в альбоме: мул гневной богини Лхамо запечатлен без хвоста и без уха. Сомнений не было: гравюру делали с этой фигуры. В одночасье из обычного сотрудника Кунсткамеры Дмитрий Иванов стал героем, а коллекция буддийских фигур обрела имя – собрание Петра Симона Палласа, знаменитого ученого, географа и путешественника. Таких открытий в музее еще не было.

"Сейчас уже кажется, что все было и так понятно. Но это не было понятно. Коллекция считалась безымянной. И не было понятно, где, под каким таинственным номером находится собрание Палласа", – говорит Елена Иванова, научный сотрудник Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого.

Кунсткамере повезло. Немец по происхождению, Паллас ко всему относился очень скрупулезно. Он не только приобрел коллекцию для музея, но и попросил в мельчайших подробностях изобразить каждый экспонат. Ровно 79 штук. Чудо, что уцелел и альбом, и фигуры. Почти без потерь. Например, у Бодхисаттвы из рук выпали лук и стрела. Остались только книга и меч.

"У него здесь должен быть лук и стрела. Именно в этой форме он почитается как божество любви. А лук и стрела у него выполняют те же функции, что и у Амура, – поясняет Дмитрий Иванов. – В России абсолютно точно этого не было. Именно поэтому Паллас просил денег и специально приобретал эту коллекцию. Это первая буддийская коллекция, которая появилась в российских музеях. Даже одна из самых первых в мире".

Тогда, в XVIII веке, коллекция буддийских фигур обошлась Палласу в двести рублей золотом. Сейчас о ней говорят – бесценна. И обещают, что совсем скоро позолоченные Будды покинут пыльные полки и займут достойное место в постоянной экспозиции Кунсткамеры.