В Сочи определили курс для российской экономики

На открытии VIII Международного инвестиционного форума в Сочи премьер-министр России Владимир Путин говорил о необходимости внедрять инновации и привлекать в российскую экономику зарубежный капитал. Состав участников от прошлогоднего не отличается, а вот настроение уже совсем другое.

На открытии VIII Международного инвестиционного форума в Сочи премьер-министр России Владимир Путин говорил о необходимости внедрять инновации и привлекать в российскую экономику зарубежный капитал. Состав участников от прошлогоднего не отличается – это мировая бизнес элита. А вот настроение уже совсем другое. Главной темой обсуждения стал не кризис, а план восстановления экономики после него. Причем, как в региональном, так и в мировом масштабе.

Это только совсем уж непосвященным может показаться, что каждый новый экономический форум похож на предыдущий. Непосвященных в зале не было.
Год назад их приезд в Сочи совпал с началом мирового экономического кризиса. Сейчас одна страна за другой заявляет об осторожном росте. Начиная с июля, в этот процесс вовлечена Россия. И такие форумы еще и чтобы снова не "наступить на те же грабли". Пока же в мире, напомнил Путин, борьба не с причинами кризиса, а с последствиями.

Никуда не делись ни дисбаланс между долларовой массой и товарной, ни легализация спекулятивных сделок посредством финансовых, фондовых и сырьевых рынков. "Если говорить о повышении роли государства, эта роль должна заключаться не в том, чтобы деньги накачивать в экономику, хотя подчас от этого никуда не уйти, а главным образом, повышение роли государства должно заключаться в том, что оно, государство, должно здесь, вот в этих инструментах, навести порядок, – отмечает российский премьер. – И если это произойдет, если удастся это сделать, скажем, в рамках "восьмерки", "двадцатки", не знаю, "тридцатки", "шесть на ум пошло, семь с ума сошло" – неважно. Если мировому сообществу удастся договориться об общих правилах, тогда можно рассчитывать на то, что элементы стабильности вернутся".

Откуда пришел кризис – в зале все понимали. Бизнесмены оттуда приехали. У Путина в рамках форума – специальные встречи с американскими General Electric и Morgan Stanley. У обеих корпораций в России – большие планы. У России – большие надежды, что американский Госдеп в выборе партнеров перестанет ориентироваться на так называемые "кокомовские" (название – от сочетания "координационный комитет") списки 1949 года.

"Последнее решение президента Обамы, который отменил планы по строительству третьего позиционного района противоракетной обороны в Европе, наводит нас на хорошие мысли, – сообщил Владимир Путин. – И я очень рассчитываю на то, что за этим правильным и смелым решением последуют и другие, в том числе полная отмена всяких ограничений на сотрудничество с Россией и на передачу в Россию высоких технологий".

Выступавшие на форуме российские бизнесмены говорили, что кризис мог бы ударить не так сильно, если бы в стране были "длинные деньги", то есть можно было бы брать кредиты не за рубежом. Но для этого нужна инфляция не больше 5%.

"Правительство, должен тоже сказать, не удержалось перед соблазном больших расходов государственных, – сказал на это премьер-министр. – Это и достаточно трудно было сделать по политическим соображениям, под давлением, когда вроде денег много, а нужно решать массу задач, инфраструктуру развивать, и в социальной сфере все нужно, туда, сюда – "Давайте денег, давайте, давайте, давайте…" Ну, давали, давали, давали, и вот – инфляция высокая".

В продолжение разговора об инфляции оказался вовлечен глава Сбербанка Греф.

"Я думаю, что в ближайшие годы, мне во всяком случае, этого очень хотелось, правительство ставит перед собой такую задачу, чтобы в ближайшие несколько лет в нашей банковской системе ставка по кредитам составляла, ну, где-то процентов 6, да, Герман?" – уточнил Владимир Путин.

Над доступностью кредитов Сбербанк работает: все будет автоматизировано. И вот даже специальная технология – чтобы определить, правду говорит человек или нет.

Специальная выставка рассказывала о России как инвестиционно привлекательной стране: потому что во Владивостоке будет АТЭС, в Сочи – Олимпиада. По маршруту Адлер – Красная Поляна пройдет современная железно-автомобильная дорога, на треть состоящая из тоннелей.

Но выставка рассказывала не только о планах. Сегодня из Сочи запущена головная гидроэлектростанция каскада Зарамагских ГЭС в Северной Осетии. В будущем республика на 40% закроет свои потребности в электроэнергии.

Дискуссия на пленарном заседании завершилась вопросом – "Какими должны быть сейчас российские приоритеты?" Отвечали не только иностранцы.
"Уменьшайте пробки, – предлагает основатель и президент Baring Vostok Майкл Калви. – Кажется, что это шутка, но все самые тяжелые задачи для других стран – высокое образование, инновации – в России это уже есть".

"Беспрецедентно поддерживайте агропромышленный комплекс, – продолжает губернатор Краснодарского края Александр Ткачев. – И второе – побольше инфраструктурных проектов".

Президентом инвестиционного фонда Texas Pacific Group Дэвид Бондерман добавляет: "Транспарентность будет улучшаться в вашей стране, несомненно.Но сейчас, по крайней мере, остается эта проблема. И в этом отношении, честно говоря, ваша страна отстает от Китая пока".

Но в Китае, напомнил Путин, есть, например, валютные ограничения для инвесторов. И те, кто инвестирует в Россию, не могут не заметить разницы. "В конце прошлого – начале этого года для всех стало очевидным, что происходит в мировых финансах и, как результат, в российских финансах тоже, – сказал премьер России. – В этих условиях вполне естественно было бы для правительства РФ принять решение об ограничении оборота валют. Хочу обратить ваше внимание на то, что мы сознательно пошли на потерю значительного объема золотовалютных резервов, свыше 100 миллиардов долларов, именно для того, чтобы все участники рынка поняли: в России возврата к прежнему регулированию не будет. Россия останется рыночной либеральной экономикой".

Аплодисменты по данному вопросу на таком форуме – в прямом смысле этого слова дорого стоят.