Полвека горному троллейбусу и самому длинному в мире маршруту

Самый экологичный и самый демократичный. Легендарному крымскому троллейбусу исполняется 50 лет
Совершив конце 50-х транспортную революцию во всесоюзной здравнице, он и по сей день остается уникальным явлением
Строительство новой дороги Симферополь - Алушта контролировал лично Хрущев. Столь длинных троллейбусных линий - почти 90 км, да еще по горам, - нет нигде в мире
Экзамен для первых кондукторов - словно собеседование для стюардесс: на линии √ иностранцы! У них и форма была, и даже экскурсии они поначалу проводили
У касс на вокзале - километровые очереди. Цена билета - рубль двадцать - не менялась 30 лет. Миллион долларов в год - такой кассы не знало ни одно хозяйство СССР
Самый экологичный и самый демократичный. Легендарному крымскому троллейбусу исполняется 50 лет
Совершив конце 50-х транспортную революцию во всесоюзной здравнице, он и по сей день остается уникальным явлением
Строительство новой дороги Симферополь - Алушта контролировал лично Хрущев. Столь длинных троллейбусных линий - почти 90 км, да еще по горам, - нет нигде в мире
Экзамен для первых кондукторов - словно собеседование для стюардесс: на линии √ иностранцы! У них и форма была, и даже экскурсии они поначалу проводили
У касс на вокзале - километровые очереди. Цена билета - рубль двадцать - не менялась 30 лет. Миллион долларов в год - такой кассы не знало ни одно хозяйство СССР
Самый экологичный и самый демократичный. Легендарному крымскому троллейбусу исполняется 50 лет. Совершив в свое время транспортную революцию во всесоюзной здравнице, он и по сей день остается уникальным явлением. Столь длинных троллейбусных линий – почти 90 км, да еще в горах – нет нигде в мире.

Самый экологичный и самый демократичный. Легендарному крымскому троллейбусу исполняется 50 лет. Совершив в свое время транспортную революцию во всесоюзной здравнице, он и по сей день остается уникальным явлением. Столь длинных троллейбусных линий – почти 90 километров, да еще в горных условиях! – нет нигде в мире. Даже технический прогресс не в силах сбить этот троллейбус с маршрута.

С лица горный троллейбус с обычным точно не спутать. Мощная оптика, чтобы пробиваться сквозь туман на перевале, на окнах – занавески, чтобы спасать пассажиров от крымского солнца. Они тут разные – от дикарей с палатками до эксцентричных миллионеров. "Миллионер просто заказал троллейбус. Один ехал, за ним охрана ехала, сзади шли "Мерседесы" 600-е, и народ просто был в шоке", – вспоминает Лариса Лисовская, заместитель генерального директора Государственного производственного предприятия "Крымтроллейбус".

В конце 50-х шок у курортников вызывает время в пути от Симферополя до побережья – почти пять часов. Троллейбус до Алушты – это еще и новая дорога к Черному морю: "Перший рейс. Цей новый шлях до Чорноморского узбережья не тильке наикортший, но и наидешевший!"

Ход строительства контролирует лично Хрущев. Экзамен для первых кондукторов – словно собеседование для стюардесс: на линии – иностранцы! "Нам шили форму, мы в форме работали. На первых порах, когда начинался троллейбус, даже экскурсии проводили", – рассказывает Валентина Евстафьева, в 1959 году – кондуктор троллейбуса.

Через два года – провода уже у ялтинской набережной. Путь на Южный берег Крыма спрямленные серпантины сокращают в два раза. У троллейбуса просто не остается конкурентов.

Наши люди в Ялту на такси не ездят. Во всесоюзную здравницу – только на электротранспорте, убеждает ненавязчивая советская реклама. Билеты продают в поездах до Симферополя. У троллейбусных касс на вокзале – километровые очереди. Рубль двадцать – 30 лет не менявшаяся цена в троллейбусе, который идет на курорт.

Расписание тех лет – один из экспонатов местного музея. Отправление через каждые две минуты, не считая грузовых рейсов. Даже минеральную воду в пансионаты на крымском берегу везут под током. Миллион долларов в год – такой кассы не знало ни одно хозяйство Советского Союза. Было бы и больше, если бы не "зайцы".

"Когда "умельцы" поняли, что металлические кругляшки можно пускать вместо пятаков, они, естественно, начали это делать. Когда инкассировали кассу, 25% было металла", – говорит Георгий Славный, директор музея Государственного производственного предприятия "Крымтроллейбус".

О тех временах с ностальгией вспоминают сейчас в ремонтном цеху, когда туда заезжает очередной ветеран чехословацкого производства. Тут едва ли не у каждого слесаря – по нескольку патентов на изобретения. Оригинальных запчастей давно нет. От некоторых крымских идей даже в Чехии в восторге. "Эта головка хороша тем, что она отбрасывается. Водитель ставит ее обратно. А старая, если отбрасывалась, улетала на машины или в кусты", – указывает Сергей Верховный, начальник цеха Симферопольского троллейбусного депо.

Но тучи над крымским троллейбусом все равно сгущаются. Парк стареет, пассажир уходит на маршрутку. Она – самый недобросовестный конкурент. "Маршрутки тут, бывает, обгоняют тупо и становятся перед троллейбусом, потому что пассажир махнул", – жалуется водитель троллейбуса Евгений.

Недружественные подрезания уже подвели крымский троллейбус под банкротство. Предприятие в год своего юбилея проходит процедуру санации. От долгов по зарплате вроде избавились, но денег на новые покрышки все равно не хватает. Потому и о взносе для мировой Книги рекордов, которая бы зафиксировала крымские троллейбусные достижения, пока тоже забыли. До следующего юбилея.