В России спорят о том, как побороть интернет-пиратов

С принятием Францией закона о борьбе с интренет-пиратством, в России развернулась острая дискуссия. Считать ли нелегальное скачивание фильмов и музыки из интернета нарушением авторских прав? А если считать, то как с этим бороться?

С принятием Францией закона о борьбе с интренет-пиратством, в России развернулась острая дискуссия. Считать ли нелегальное скачивание фильмов и музыки из интернета нарушением авторских прав? А если считать, то как с этим бороться?

Упорство французских законодателей у российских борцов с интернет-пиратами в основном вызвало зависть. Жёсткие меры, вплоть до уголовной ответственности, нужны. Вот только те, кому сетевые корсары наносят непоправимый урон, пока не могут определиться, кто виноват и в какой степени. Пользователи, хостинг-провайдеры, торренты или вообще Интернет-провайдеры. В России, стране с населением 140 миллионов человек, ловить за руку каждого, кто скачал что-то незаконное, вряд ли возможно. По крайней мере, как считают в антипиратских организациях, надо делить ответственность за содеянное между всеми участниками кражи.

"Сервис-провайдер, который осуществляет доступ или хостинг, сам нарушить авторское право не может. Нарушают те лица, которые пользуются их услугами. И ответственность сервис-провайдера в данном вопросе по нашему действующему законодательству крайне сомнительна. В уголовном праве это является пособничеством, соучастием, а с точки зрения гражданского права у нас такой концепции в нём нет", – поясняет юридический советник Гильдии продюсеров Сергей Семенов.

На заре интернет-пиратства первыми пострадали музыканты. Гигантских файлообменных платформ ещё не было, а музыка "весит" не много. Многолетняя борьба, по большей степени заключавшаяся в уговорах смилостивиться, не выкладывать и не качать без соблюдения всех прав, кончилась тем, что многие авторы стали размещать музыку сами. Бесплатно.

"У одной песни бывает несколько авторов, несколько правообладателей, плюс исполнители, правообладатель локальный, то есть только на территории России, допустим. Это автоматически означает, что к легальной дистрибуции в России музыка уже попадает в неконкурентоспособном состоянии", – рассматривает нашу специфику главный редактор музыкального портала Соня Соколова.

Самый большой вред пираты наносят, конечно же, киноиндустрии. Нелицензионные, экранные копии, которые нередко попадают в сеть задолго до премьеры, разрывают всю финансовую цепочку – театральный релиз, выход фильма на DVD, потом по спутниковым каналам и наконец по открытому телевидению. Все это приносит прибыль. Тысячи скачиваний – это тысячи не купленных билетов в кино. Успех в Интернете лестен, но часто просто не позволяет окупить затраты на производство. Самые популярные у пиратов фильмы – громкие премьеры.

"По скачиванию в Интернете, я думаю, это фильмы, которые на данный момент являются событиями. Когда у нас вышла "Ликвидация", все о ней говорили. У фильма был высокий телевизионный рейтинг, но рейтинг просмотров был гораздо выше, чем рейтинг Gallup. Потому, что это были самые популярный ссылки в Интернете, которые мы уничтожали", – признаётся Юлия Куликова, PR-директор компании "Централ Партнершип".

Кстати, в России правообладатели стараются решать возникающие проблемы в досудебном порядке. Просят хостинг-провайдеров блокировать или удалять появляющиеся ссылки, вот только после удаления нет никакой гарантии, что через сутки они не появятся снова. Интернет-специалисты к законодательным актам отнеслись с большим скепсисом. Вместо того, чтобы ловить "воров", нужно менять саму экономическую модель существования в Сети.

"Наступил новый мир. Правообладатели, крупные компании, они ещё не научились работать с конечным пользователем. Представлять ему услуги более гибко", – так видит проблему Иван Матвеев, руководитель проектов отдела коммуникационных сервисов "Рамблер Интернет Холдинг".

Один из таких способов – это платное предоставление легального, но сразу большого массива контента, по принципу абонемента или проездного билета. Или, например, кинопремьеры в Интернете за символические деньги, но при поддержке рекламодателей. И параллельно необходимо сформулировать морально-этические нормы пользования сетью. Например, в России из 69% тех, кто скачивает нелегальный контент, воровством это считает только 9%.