Выставка с мировым размахом

Выставка с мировым размахом
В Москве проходит III Биеннале современного искусства. Столько интернациональных проектов в столицу еще не привозили. 80 художников из 25 стран мира – от Европы до Океании. Главной площадкой стал центр современного искусства "Гараж".

В Москве проходит Третья биеннале современного искусства. Столько интернациональных проектов в столицу еще не привозили. 80 художников из 25 стран мира – от Европы до Океании. Главной площадкой стал центр современного искусства "Гараж".

Один из авторов легендарных выставок "Москва-Париж" и "Москва-Берлин", бывший директор французского Центра Помпиду, он курировал биеннале в Лионе и Венеции, организовал десятки экспозиций в Европе и Америке. Но ни одна из них, признался Жан-Юбер Мартен, по размаху не сравнится с Третьей Московской биеннале современного искусства. Более 30 площадок, главная из которых – галерея «Гараж», 80 художников из 25 стран – в том числе Африки и Океании. Авторы как известные, так и начинающие.

"Мы знаем из истории, что большинство известных нам сейчас художников – это не те, которых оценили современники, а те, кого признали потомки. Так что неизвестно, чьи работы станут самыми ценными через некоторое время", - считает куратор III Московской биеннале современного искусства Жан-Юбер Мартен.

Шеба Чаччи начинала как фотограф. А затем увлеклась мультимедиа. Инсталляция индийской художницы "Крылатые пилигримы" - попытка переосмыслить стереотипный образ Востока. На плазменных экранах – вымышленные пейзажи, в которых прочитываются индийская скульптура, китайская живопись и персидская миниатюра.

"Сначала я сравнивала только Индию и Китай. Но ведь Азия не ограничивается этими двумя странами. Это и государства Персидского залива, и Япония. Через метафору перелетных птиц я размышляю о взаимоотношениях азиатских культур и наций", - призналась индийская художница Шеба Чаччи.

Куратор Жан-Юбер Мартен впервые не предлагает общей для биеннале темы. Отсюда название основного проекта – "Против исключения". Фантазия участников и средства выражения безграничны. Арт-объектом становятся живые тараканы и настоящий курятник...

"На этой выставке теряется грань между профессиональным и нет. Между тем, что является искусством, то есть рамочкой, и тем, что мы просто можем делать сами. Вот почему обычный зритель всегда недоволен: что здесь искусство, и на что смотреть?" - пояснила преподаватель Российской академии художеств, искусствоведОльга Холмогорова.

Водная завеса из слов – инсталляция немецкого художника Юлиуса Поппа – метафора непрерывного потока информации. Слова с новостных Интернет-сайтов перекодируются в картинки, образованные водой.

Хотя биеннале не имеет общей темы, можно проследить несколько основных тенденций. Это глобализация, индустриализация и рост влияния массовой информации. Работа художника Александра Бродского – мегаполис в мусорном контейнере. Одно из значений – в том, что большинство проектов городов будущего так и остаются на бумаге и оканчивают свою жизнь в помойном ведре.

Биеннале совпала с годовщиной открытия арт-центра "Гараж". Из заброшенного автобусного парка он превратился в одну из самых популярных галерей Москвы. За год "Гараж" посетило более 100 тысяч человек, что в России является рекордом для музея современного искусства.