В Москве открывается выставка советского фарфора

Музей изобразительных искусств имени Пушкина приглашает на выставку "Ода к радости". В экспозиции – фарфор XIX-XX веков. Большую часть составляют произведения советского времени.

Музей изобразительных искусств имени Пушкина приглашает на выставку "Ода к радости". В экспозиции – фарфор XIX-XX веков. Большую часть составляют произведения советского времени.

Советская хроника на плазмах для усиления ностальгии. Экспозиция "Ода к радости" – это вторая глава романа коллекционера Юрия Трайсмана о советской России. Вернее, его романа с искусством СССР. Он, американец русского происхождения, уже привозил в Москву собранные им произведения нонконформистов. Теперь очередь официальной пропаганды.

"Днем они занимались официальным искусством, а ночью неофициальным, – говорит Юрий Трайсман. – Для того чтобы проиллюстрировать официальное искусство, я с помощью кураторов подошел к советскому фарфору, который ярче всего иллюстрировал социальные моменты".

"Чапаев и пионерки", "Щорс и комсомолки", вазы и блюда с портретами вождей, а также сюжетные композиции, например, "Чтение сталинской конституции в Узбекистане". Вот агитатор и даже крошечная газета "Правда". "Вот, например, Сталин с кустом. Это подразумевалась "Неопалимая купина". Сталин себя изображал в виде пророка Моисея", – поясняет Трайсман.

Целый этаж занимает тематический раздел "Советская культура". Вот "Танцовщик в роли Меркуцио" и рядом "Сергей Образцов, играющий "Кошкин дом". Чуть ниже – скульптурная композиция "Принцесса Турандот". Это легендарный спектакль театра Вахтангова. Из белой глины – герои "Ревизора" и "Мертвых душ", басен Михалкова и рассказов Чехова, балерина Уланова, бас Шаляпин.

Статуэтки эти – и объекты пропаганды, и произведения искусства, поясняет куратор выставки. Грань тонка. "У художников же свое видение. Нам, например, изображение Сталина застит то, что там в очень сложной технике выполнена цировка в трех позолотах", – говорит куратор выставки Наталья Сиповская.

"Ода к радости" побывала ранее только в Вашингтоне. Настоящий феномен для западного зрителя, советский фарфор на родине, где до сих пор почти в каждом буфете есть статуэтка пастушки или балерины, выставляется в таком количестве чуть ли не впервые. Ждем ностальгии, говорят организаторы.