Большой зал Консерватории готовится к реставрации

Столь масштабной реставрации в Московской консерватории еще не было. И хотя сами работы начнутся только в мае следующего года, подготовка идет уже 11 месяцев.

Столь масштабной реставрации в Московской консерватории еще не было. И хотя сами работы начнутся только в мае следующего года, подготовка идет уже 11 месяцев. Большой зал был тщательно изучен, измерен и смоделирован на компьютере. В масштабе 1:20 создали его точный макет. Все ради того, чтобы защитить уникальную акустику Большого зала.

На акустику влияют даже, казалось бы, мелочи. Известный пример: в Колонном зале Дома Союзов во время реставрации убрали из-под пола битое стекло. Так и в Московской консерватории. В 50-е годы полностью деревянные кресла заменили на другие – с мягкой спинкой. Вскоре обнаружили, что подушка поглощает часть звуков.

Материалы будут использовать те же, что и при строительстве, успокаивает проректор Сергей Розанов. Ведь один из ключей к чудесной акустике – конструктивное решение архитектора Василия Загорского: деревянные перекрытия и пол. Липу высушивали 40 лет. Объемное звучание создают арки и своды в коридорах. А стены и потолок в Большом зале специально сходятся не под прямым углом, а плавно закругляются – чтобы лучше звучал орган.

"Наш Большой зал словно окружен двумя гигантскими скрипками. У нас наверху двойной потолок, а внизу двойной пол. Вот мы сейчас с вами идем по фойе партера, а до потолка вестибюля воздушное пространство высотой примерно в человеческий рост", – рассказывает Евгения Гуревич, директор музея имени Николая Рубинштейна в Московской консерватории.

Здание – изначально особняк семьи Воронцовых – уже не раз подвергалось реконструкции. Московское музыкальное общество приобрело его в 1871 году, а через 20 лет его разрушили почти до основания, оставив только фасад с колоннами. Тогда же начали строить Большой зал. Его открытие состоялось в 1901 году. С тех пор несущие конструкции сильно износились, им просто необходима реставрация.

"Будет вмешательство в конструктивные элементы, в перекрытия, замена интерьеров. Но у нас есть уверенность, что на параметрах акустики это не отразится", – считает Сергей Розанов, проректор Московской консерватории по административно-хозяйственной работе.

Кто будет реставрировать консерваторию, пока держат в секрете. Известно, что это будут не российские, а зарубежные мастера. А боятся ремонта, убеждает Розанов, совершенно безосновательно. Лучшие концертные залы мира регулярно обновляют, и звучание не становится хуже. Только лучше.