Касьянов поддержал Грузию против России. Реплика Максима Соколова

Интересна степень энтузиазма при поддержке резолюции ПАСЕ о лишении полномочий делегации России. Главными энтузиастами оказались Литва, Польша, а также бывший премьер-министр России М. М. Касьянов. Прочно обосновавшись в Страсбурге, он горячо призывал изгнать Россию из ПАСЕ. Не вышло...

Уже с середины лета Грузия и сочувствующие ей готовили резолюцию ПАСЕ о лишении полномочий российской делегации в этом собрании. Основание – упорство России в нежелании выполнить требования резолюции ПАСЕ "о предоставлении международным наблюдателям неограниченного доступа и в Южную Осетию, и в Абхазию, а также свободы передвижения грузинским гражданским лицам через границу и снятии ограничения на поставки гуманитарной помощи, проведении объективного расследования этнических чисток, проводимых союзными России югоосетинскими силами или гражданскими лицами, находящихся под фактической юрисдикцией и контролем российских властей".

В принципе можно бы сформулировать проще, что ПАСЕ также сделала, требуя от России аннулировать признание Абхазии и Южной Осетии. Ведь все вышеприведенные требования, адресованные России, предполагают полный фактический контроль России над Абхазией и Южной Осетией, а признанные Россией суверенные правительства этих стран как бы не существуют.

Даже частично выполнив требования резолюции, Россия бы фактически дезавуировала свое признание этих республик, самолично переведя их статус из нынешнего, пусть не самого блестящего, в статус грузинских территорий, находящихся под временным контролем России.

Далее очевиден следующий ход: если Россия, подчиняясь резолюции, сама фактически отрицает абхазскую и югоосетинскую независимость, странно было бы кому-нибудь другому ее признавать. От России же в таком случае естественно потребовать немедленно убраться за Кавказский хребет и сдать эти республики М. Н. Саакашвили.

Простейшая двухходовка, когда клиенту предлагается признать в высшей степени благородные и гуманитарные требования, но только в эти требования упакован полный отказ от своих позиций и эскалация дальнейших требований.

Не то чтобы нынешняя русская дипломатия была фантастически изощренной, но уметь отыскать упрятанный крючок во внешне благородных инициативах – это азы дипломатического искусства. И даже не только дипломатического. Любой адвокат, просматривая адресованное его клиенту выгодное предложение, обязан отметить скрытые в нем подводные камни. Именно поэтому российская позиция свелась к простейшему: "Кушайте ваш крючок сами".

Во всей этой малоудачной рыбалке интересна разная степень энтузиазма при поддержке постановления. Главными энтузиастами оказались Литва (все 8 членов делегации), Польша (16 из 32), а также бывший премьер-министр России М. М. Касьянов, который, хотя и не делегат, но, прочно обосновавшись в Страсбурге, тоже горячо призывал изгнать Россию из ПАСЕ. Это были прогрессивные, свободолюбивые силы.

К силам непрогрессивным и несвободолюбивым оказались отнесены самые большие европейские державы и главные содержатели СЕ. Проект резолюции поддержал один итальянец из 36, 2 англичанина из 36, три немца из 36, из французов не поддержал никто.

Это не обязательно говорит о страстной любви великих европейских держав к России. Более реалистическое объяснение заключается в том, что, во-первых, великим державам сильно надоело таскать каштаны из огня для восточноевропейских братьев. И уж тем более для Саакашвили. Вам надо – вы и таскайте, а так у западных европейцев наблюдается сильное похмелье от расширения Европы на восток. Порой даже доходящее до тошноты.

Во-вторых, названные страны суть державы с давней и богатой дипломатической традицией. Столь примитивную двухходовку, как та, что была предложена Грузией, серьезная дипломатия предлагать просто не будет. И не потому, что серьезная дипломатия чужда коварства – очень даже не чужда. А потому, что серьезная дипломатия реалистически оценивает партнера. Строить расчеты на том, что партнер дозволит поставить себе киндермат на четвертом ходу – может быть и в стиле восточноевропейской дипломатии, но великие державы склонны вести дела более релистичным образом.