Президент рассказал, как изменить ситуацию на селе

В России в пятницу решали судьбу агропрома. Это происходило в Орловской области, куда с рабочей поездкой приезжал Дмитрий Медведев. Подчеркивалось, что агропром – уже не "черная дыра", но и проблем на селе хватает. До совещания президент участвовал в уборке сахарной свёклы.

В России в пятницу решали судьбу агропрома. Это происходило в Орловской области, куда с рабочей поездкой приезжал Дмитрий Медведев. Подчеркивалось, что агропром – уже не "черная дыра", но и проблем на селе хватает – техническая отсталость, низкий уровень жизни. А до совещания президент участвовал в уборке сахарной свёклы.

Свекольное поле размером в сто гектаров – пример того, каким в идеале должно быть сельское хозяйство. Здесь оно приносит прибыль. Небывалый по меркам всей России урожай связывают, в том числе с дорогими семенами и удобрениями, на которые в свое время не пожалели деньги.

И вот теперь эти деньги возвращаются. Только с одного поля соберут пять тысяч тонн свеклы. Продать ее будет несложно. Свекла, как здесь говорят, – единственно рыночная культура. На нее – стабильно высокая цена и свой покупатель. А орловская считается еще и самой лучшей – самой сладкой в России свеклой. И такой в этом году будет больше миллиона тонн. Цифра пока приблизительная – уборка в самом разгаре. Но как бы то ни было, этот урожай в понимании комбайнера Виктора будет особенным. Это он предложил президенту сесть за комбайн.

Виктор не мог не показать: в кабине – кондиционер, во время работы можно слушать музыку. Машина выполняет сразу несколько операций – собирает и сразу же очищает свеклу. "Здорово, я первый раз такое вижу", – признался Дмитрий Медведев.

Сколько именно теперь в хозяйстве "президентской" свеклы – пока не сосчитали. Но на комбайне, управляя им самостоятельно, Дмитрий Медведев проехал несколько кругов. На поле с кукурузой ему показывали уже початки. Оказывается, Орловская область – самая северная в стране, где их выращивают.

Бельгийская свекла и австрийская кукуруза, как бы много ее ни собирали, – это не повод для гордости: нужны свои семена, говорил президент уже на совещании. Но до этого обсуждали ситуацию с зерном. Несмотря на засуху, солнце этим летом буквально выжгло 6 регионов. Урожай неплохой – 90 миллионов тонн. Но для аграриев это, как ни странно, – не лучшая новость. Хранить зерно негде. Нужны современные элеваторы. В Орловской области есть один. По стране нужно построить еще, как минимум, 300.

Полтора миллиарда долларов – это только приблизительно: Дмитрий Медведев дал поручение подготовить точные цифры. Впрочем, всех проблем элеваторы, конечно, не решат. Буквально по пунктам, президент говорит, как изменить ситуацию на селе.

"Во-первых, это новые технологии в самом широком смысле этого слова, и техника, и новые технологии, которые должны внедряться везде, начиная от личного подсобного хозяйства и заканчивая крупнейшими агрохолдингами, которые и так этим занимаются, – замечает Дмитрий Медведев. – Во-вторых, это должна быть работа над экономикой отрасли. Проще говоря, работа с издержками, которые у нас еще очень высокие. И, в-третьих, это помощь государства, помощь в самом широком смысле этого слова, потому что аграрный сектор нигде не живет без помощи государства, включая создание новых правовых и экономических механизмов".

Были и другие предложения президента – в ответ на жалобу сразу нескольких губернаторов. В Росси – гигантское количество неучтенных земель, которые когда-то арендовали под пашню, а потом просто забросили.

"Я хотел бы, чтобы был подготовлен законопроект в короткий месячный срок, касающийся возможностей или изъятия неиспользуемых земель, – говорит президент России. – Или радикального увеличения налогов для собственника сельхоз земель – в случае, если он не приступает к их освоению. Считаю, что по этому вопросу пора бы ставить точку".

Как поставить точку в вопросе низких цен на зерно – вроде бы тоже известно. Здесь без помощи государства не обойтись. Но, когда президенту говорили, что зерно – это "наша вторая нефть", и на него, как и на нефть, нужны высокие цены, он согласился не со всем тезисами.

"Нефть, конечно, должна стоить разумных денег, наверное, в нынешней ситуации 80-90 долларов за баррель – это правильная цена, – отметил Дмитрий Медведев. – Но Россия не заинтересована в том, чтобы нефть стоила бесконечно много по одной простой причине: если она будет стоить таких денег, мы никогда не изменим структуру нашей жизни, мы никогда не изменим структуру экономики. Мы ничего не делали в течение последних 10 лет просто потому, что нефть все перла и перла. Произошел обвал. И мы попали на этом больше, чем другие страны".

Впрочем, страна сегодня уже выходит из кризиса. И сельское хозяйство, по мнению президента, – тоже. На земле зарабатывает почти треть страны. И если Россия снова вернулась в четверку ведущих аграрных держав, – это, конечно, хороший знак. Когда президент произносил эти слова, его уже ждали на улице жители небольшого Малоархангельска – благодарили, что приехал, и что посетил их главную святыню. Днем Дмитрий Медведев возложил цветы к Вечному огню.