Мал, да удал

В Исследовательском центре имени М.В. Келдыша проходят испытания электрического плазменного двигателя. Новые двигатели установят на спутники для корректировки орбиты. Главное достоинство электрических плазменных двигателей – экономия топлива.

В Исследовательском центре им. М.В. Келдыша проходят испытания электрического плазменного двигателя. Новые двигатели установят на спутники для корректировки орбиты. Главное достоинство электрических плазменных двигателей – экономия топлива.

В Центре Келдыша проходят испытания плазменного двигателя нового поколения. Электрические плазменные двигатели устанавливают на телекоммуникационных спутниках. С их помощью корректируют положение космических аппаратов, работающих на геостационарной орбите.

Этот малыш невероятно силен. При весе всего три килограмма он способен изменить орбиту трехтонного спутника. "В результате воздействия Луны и Солнца спутник претерпевает возмущение, и орбита его меняется. С точки зрения потребителя это приводит к тому, что телевизионные программы принимаются не так качественно, как хотелось бы. Для коррекции положения спутника на орбите для получения качественной картинки мы используем плазменные двигатели", – говорит Олег Горшков, начальник отдела электрофизики Центра Келдыша.

Двигатель помещают в вакуумную камеру. Включают. Через иллюминатор видна светящаяся плазменная струя – так он работает. Здесь, на Земле, ученые определяют расход топлива, тягу и размер плазменной струи. Она должна соответствовать заданным параметрам, чтобы не нанести вред космическому аппарату.

Ресурс спутника – 15 лет. За это время двигатель должен отработать 2,5 тысячи "огневых" часов, как их называют специалисты. Во многом ресурс этого двигателя зависит от стойкости керамических колец, облучаемых потоком плазмы. За их долговечностью следят отсюда – через второй иллюминатор вакуумной камеры.

Испытания на стойкость к воздействию плазмы проводят с помощью спектрометра. "Струя, выходящая из двигателя, разрушает сам двигатель. С помощью имеющегося у нас оборудования мы можем предсказывать, как быстро происходит разрушение двигателя, и как долго он может проработать", – поясняет Вячеслав Муравлев, старший научный сотрудник Центра Келдыша.

Главное достоинство электрического плазменного двигателя – его экономичность. Благодаря модернизации, он может сэкономить до 100 килограммов топлива. Вместо этих 100 килограммов топлива можно разместить ретрансляторы.

Если новый двигатель пройдет все испытания на "отлично", то уже через год его запустят в серийное производство.