Кризис не затронул ракетную столицу России

Россия отметила важную дату в истории освоения космоса – 52 года назад с космодрома Байконур Советский Союз запустил на орбиту первый искусственный спутник Земли. Немалый вклад в это достижение внесли учёные из Самары – города, который по праву называют ракетной столицей страны.

Россия отметила важную дату в истории освоения космоса – 52 года назад с космодрома Байконур Советский Союз запустил на орбиту первый искусственный спутник Земли. Это событие открыло новую, космическую эру человечества. В этот день свершилось то, что до этого казалось просто невозможным: конструкторская мысль преодолела земное притяжение. Немалый вклад в это достижение внесли учёные из Самары – города, который по праву называют ракетной столицей страны.

52 года назад с космодрома Байконур стартовала межконтинентальная баллистическая ракета Р-7. Военная ракета вывела на орбиту первый искусственный спутник Земли. Так началась эра освоения космоса, а в ракетной технике история легендарной королевской "семерки". Её совершенная конструкция стала основой космической программы Советского Союза. Современные российские ракеты-носители "Союз" – прямые наследники "семерки".

"Мы девять раз модернизировали полностью ту ракету, которую сделал С.П.Королев – Р-7. Мы добавили количество ступеней, изменили уже двигатель, изменили систему управления, телеметрию. Но обводы внешние и принцип работы остался прежний, тот который был заложен С.П.Королевым", – рассказывает Равиль Ахметов, генеральный конструктор РКЦ "ЦСКБ-Прогресс".

Создавали Р-7 на базе Авиационного завода №1. Теперь это – "Центральное специализированное конструкторское бюро – Прогресс". История предприятия началась в Москве в конце XIX века. Акционерное общество "Дукс" делало велосипеды и автомобили. Здесь же 100 лет назад был выпущен и первый российский аэроплан. Во время Великой Отечественной войны завод эвакуировали в Куйбышев (ныне Самара). Основной военной продукцией стал штурмовик Ил-2.

"Дукс" – это идущий впереди. И авиационный завод №1, МиГ-3, Ил-2 и первые реактивные самолеты МиГ-9, МиГ-15, МиГ-17 и Ту-16 – это серьезная авиационная биография", – говорит Александр Кирилин, генеральный директор РКЦ "ЦСКБ-Прогресс".

В 50-е годы для организации производства ракеты Р-7 главный конструктор Королев направил в Самару своего ученика Дмитрия Ильича Козлова. Тогда казалось, ракетная тема навсегда вытеснила самолетостроение из цехов завода "Прогресс". Однако в 2007 году здесь вновь взялись за самолёты. Проект назвали "Рысачок".

"На нем можно учить сразу пять летчиков одновременно. Можно перевозить 10 раненых, можно перевозить 10 пассажиров. Можно перевозить полторы тонны груза", – объясняет Николай Родин, начальник участка.

Удивительно, но мощности "Прогресса" оказались больше готовы к освоению нового заказа, чем авиазаводы. Сейчас на стапелях два самолета: для статических и летных испытаний. Начнутся они в будущем году. Ещё через год "Рысачок" будет передан летным училищам.

"Мне интересен был проект в том, что с самого начала он пошел в цифре, начиная от проектной документации. И сейчас вот этот опыт мы распространяем на нашу ракетно-космическую технику", – поясняет Александр Кирилин, генеральный директор РКЦ "ЦСКБ-Прогресс".

В цехах ЦСКБ идёт сборка ракетоносителя "Союз-СТ" для космодрома Куру в Французской Гвиане.

"Четыре носителя здесь сейчас практически готовы к отправке. Первая отправка должна быть в ноябре. И к концу года мы должны два подготовить", – сообщил Александр Кирилин, генеральный директор РКЦ "ЦСКБ-Прогресс".

Первый запуск с Куру планируется весной будущего года. Обновленный "Союз" будет ракетой трёх космодромов: Куру, Байконура, Плесецка. На очереди мощный ракетоноситель "Союз-2-3". "ЦСКБ-Прогресс" выиграло конкурс на строительство принципиально новой ракеты для будущего космодрома Восточный.

"Если Р-7 летает свыше 50 лет, то мы планируем, чтобы ракета, которая делается для космодрома Восточный, тоже была ориентирована на такие же длительные сроки с учетом возможной модернизации", – уточнил Равиль Ахметов, генеральный конструктор РКЦ "ЦСКБ-Прогресс".

"Для космодрома Восточный создается носитель грузоподъемностью 23 тонны, т.е. сравнимо с сегодняшним "Протоном", – добавил Александр Кирилин, генеральный директор РКЦ "ЦСКБ-Прогресс".

Чтобы реализовать подобные проекты, надо технически переоснастить все производство. Еще недавно слесарь вырезал шаблон для детали в среднем за два дня. Сегодня лазерный станок для раскроя металла справляется с этим за полминуты. И режет сразу десяток шаблонов. Раньше правильность форм и координат деталей при помощи множества приспособлений отслеживали 7 контролеров. Сейчас это делает координатно-измерительная машина.

"Машина эта делает буквально за полторы минуты. И с этой стороны измерит, и с другой стороны измерит. И выдаст все параметры. Угловое расположение, диаметр, смещение относительно заданной точки", – объясняет Леонид Козочкин, наладчик координатно-измерительной машины.

Кризис затронул многих, но только не "ЦСКБ-Прогресс". В этом году на работу принято более 2000 человек. Много молодежи. А им нужна стабильная зарплата, возможность карьерного роста и, конечно же, жильё. Недавно сдали четыре дома, достраивается общежитие.

"Лично я взял в кредит на 10 лет трехкомнатную квартиру. Процентов никаких нет. Я взял, получается, не в кредит, а в рассрочку у предприятия", – рассказывает Тахир Сафин, начальник цеха окончательной сборки.

Ракетная столица России – Самара – сохранила не только космические технологии, но и достойное отношение к тем, кто создаёт самые надёжные в мире космические ракеты.