"Дни архитектуры" покажут сосуществование старого и нового в мегаполисе

Современная архитектура в городе с историей – как ее понять и как с ней жить? Для ответа на эти вопросы и придуман фестиваль "Дни архитектуры".

У старообрядческой церкви выросли небоскребы. Архитектор – Борис Левянт. На старинной московской улице Остоженка достроили комплекс архитектора Сергея Киселева. Современная архитектура в городе с историей – как ее понять и как с ней жить? Для ответа на эти вопросы и придуман фестиваль "Дни архитектуры".

"Есть такое отношение к современной архитектуре негативное, а мы не хотим проклинать или восхвалять, мы хотим показать, что важно для города, что интересно", – говорит Александр Змеул, куратор "Дней архитектуры", архитектурный критик.

Вот оно, сосуществование старого и нового в мегаполисе: церковь Николая Угодника начала XX века вписана в прострел центра "Белая Площадь" начала XXI.

С 15-го этажа центра "Белая площадь" открывается панорама сегодняшней Москвы. Современная архитектура в ней – реальность. Видно отсюда и сталинские высотки, и комплекс Москва-Сити, и Дом-пингвин Александра Скокана. Но архитектура по-настоящему современная не просто доминирует объемами и этажностью, она должна стать точкой притяжения, центром городской жизни, площадью.

Живой пример – через дорогу от центра "Белая площадь": ДК Зуева на улице Лесная. Архитектор Голосов спроектировал его в 20-е годы так хорошо, что свои функции он выполняет и сегодня. "Дело ведь не только в форме, но и в организации пространства внутри, потому что оно сделано для параллельного проведения очень большого количества культурных процессов", – пояснил Николай Васильев, координатор проекта "Москонструкт".

Николай Васильев в рамках Дней архитектуры проведет экскурсию по знаковым домам 20-30-х. И не он один. В фестивале участвует четыре организации, занятые советским архитектурным наследием. Все общественные, молодежные. Наследие советской архитектуры – тема модная и актуальная. Не менее чем метаморфозы заводов и фабрик.

Некогда Миусский трамвайный парк сегодня – троллейбусный. Ходят слухи, его могут снести. Промышленная архитектура редко получает охранный статус. Но опыт московской жизни последних лет показывает, что фабрики способны превращаться в театры, галереи и культурные центры. "Мы хотим показать многообразие вариантов перепрофилирования, показать современную возможность индустриального наследия, что это не какая-то мертвая архитектура, а что она подходит для современной, многообразной городской жизни такого мегаполиса как Москва", – говорит Александр Змеул.

Но настоящее ноу-хау Дней архитектуры не исторические экскурсы, а визиты на стройки века. Участники фестиваля приедут и на улицу Гарибальди, где еще пахнет свежей краской новый учебный театр Российской академии театрального искусства.

Андрей Асадов и группа архитекторов из "Моспроект-4" придумали, как создать молодежный театр на скромные деньги. "Было важно создать живую интересную среду для студентов и одновременно полноценное место для учебы, тренировок и выступлений. И за счет цвета, ярких цветных пятен, цветных колонн удалось достичь необходимого градуса современности и азарта", – рассказал Андрей Асадов.

Дух современности проявляется не только в цвете колонн, но и в том, какую роль они сыграют в жизни района.

Архитектурная кухня, на которой обсуждались эти идеи, – через дорогу. Здесь кипит работа. Скоро нагрянут гости фестиваля "Дни архитектуры". Им расскажут про текущие проекты и фестиваль "Города", который Андрей Асадов проводит дважды в год. В последнем участвовало 700 молодых архитекторов. Несмотря на то, что проходил он за 4 тысячи километров от Москвы, на Алтае. Современной архитектуре свойственна экспансия.