Вячеслав Лысаков: если в ДТП человек погиб, примирения быть не может

Вячеслав Лысаков: если в ДТП человек погиб, примирения быть не может
Лидер движения автомобилистов "Свобода выбора" Вячеслав Лысаков прокомментировал законопроект о внесении изменений в 76 статью Уголовного кодекса, определяющую ответственность за ДТП со смертью пострадавшего.

Правозащитники подготовили законопроект о внесении изменений в 76 статью Уголовного кодекса, определяющую, в том числе, ответственность за ДТП со смертью пострадавшего. Теперь предлагается запретить заключать мировые соглашения и выплачивать денежные компенсации человеку, который впервые совершил преступление небольшой или средней тяжести, если оно повлекло за собой смерть пострадавшего. Лидер движения автомобилистов "Свобода выбора" Вячеслав Лысаков в студии радиостанции "Вести ФМ" прокомментировал этот законопроект.

- Вячеслав Иванович, здравствуйте.

- Добрый день.

- Вы, наверное, знакомы с этой инициативой. Хотелось бы узнать вашу точку зрения, что здесь хорошо, а что здесь плохо?

- Честно говоря, это наша инициатива. Немного громко сказано, что это уже поправки, то есть такое предложение, такая идея озвучивалась нами в стенах Госдумы. И сегодняшняя публикация "Российской газеты" как раз на эту тему ставит некоторые вопросы, скажем так, немножко осветила эту проблематику. На самом деле такая проблема существует - "примирение сторон" статья 76. Она зачастую позволяет людям, которые оказались виновниками ДТП, даже с не одной, со многими жертвами, уйти от ответственности. Это был известный случай с экс-мэром Пятигорска: в результате ДТП он был виновником - 5 человек погибли, 3 - сразу, 2 - потом умерли, он их оставил без оказания медицинской помощи, скрылся, прятался в больнице и так далее. То есть при отягчающих вину обстоятельствах, ему удалось якобы примириться с родственниками пострадавших.

- Вячеслав Иванович, давайте уточним, видимо, речь идет о каких-то компенсациях, иногда больших?

- Нет, компенсации можно получить в любом случае, то есть в порядке гражданского иска - компенсация, кстати, эти поправки, о которых мы говорим, они не отменяют. Вы можете получить с виновника компенсацию. Другое дело, что наши российские суды эти компенсации исчисляют смешными суммами. Но тем не менее, компенсации никто не отменяет. Но вопрос ставится так, что эта статья, по сути, асоциальная, то есть если у вас есть деньги, вы в тюрьму не идете, если у вас денег нет - вы сидите в тюрьме. То есть это неправильно совершенно. И кроме этого, неправильно договариваться с родственниками, ведь неизвестно, в каких отношениях погибший был с этими родственниками. Они получают за него некую компенсацию. Поэтому мы предлагаем - примирение сторон оставить только в том случае, если человек выжил, то есть он, только он вправе простить - за деньги, без денег - это его личное уже дело, простить виновника в данном случае ДТП. Но если человек погиб, примирения быть не может. Кстати говоря, есть еще один момент в этой проблеме. Ведь могут запугать родственников. Просто запугать родственников. Криминальные элементы могут запугать, сказать: скажите, что все нормально, что мы вам заплатили, что мы с вами примирились. И на людей может быть оказано давление. Такой вариант нельзя исключить.

- Вячеслав Иванович, в данном случае, что вы скажите по поводу индивидуального подхода, что называется к каждому случаю. В какой-то степени защита водителя тоже должна быть, бывают ситуации, когда ДТП, что называется вынужденное, человек ненамеренно оказался в таких условиях?

- Я с вами абсолютно согласен. Суд должен разобраться абсолютно во всех деталях, особенностях конкретного дела. Кстати говоря, Владимир Николаевич Плигин, с которым мы эту тему обсуждали, он все-таки предложил эти поправки сделать со своими поправками, то есть предложил все-таки, если эти поправки и рассматривать, то рассматривать их через призму отягчающих вину обстоятельств. Если человек скрылся с места ДТП, если человек был пьян, тогда, да, примирение в принципе невозможно, он должен нести полную ответственность. Я думаю, что с такими коррективами более гармонично смотрятся наши предположения. И, наверное, мы его доработаем в этом плане и будем стараться его все-таки, скажем так, реализовать до практического воплощения.

- Вячеслав Иванович, еще такой вопрос: а верно ли, что называется, негодование кипело, кипело и терпение кончилось после истории с Александром Мазом, напомним нашим радиослушателям, он получил год условно после того, как сбил женщину на пешеходном переходе - это так?

- Да, вы знаете. Это совершенно вопиющий случай. Это вообще плевок в лицо обществу. Потому что, я думаю, что вообще люди, представляющие государство и власть, они должны нести кратную, большую, кратную ответственность за свои поступки. В данном случае человек был пьян, он сбил женщину, он не остановился, он не знал, что она мертва. Она могла быть и жива. Надо было вызвать медицинскую помощь. Он пытался скрыться. Автомобилисты, которые были свидетелями этого ДТП, погнались в погоню за ним. Пытались его остановить. Он протаранил две машины. Целый букет отягчающих вину обстоятельств, тем не менее, человеку дали год условно за смерть другого человека. Но это говорит о неадекватности судебной системы, ее ангажированности. Я поражен, что суд второй инстанции оставил приговор в силе. Прокуратура внесла протест. Мы посмотрим, чем это закончится. Но в принципе, конечно, это совершенно дикий случай. То есть даже для людей далеких от юриспруденции, но которые понимают, что такое здравый смысл, приговор за отягчающие вину обстоятельства - год условно - это просто насмешка, это абсолютный цинизм.