Статуи, которые живут на крыше

Несколько скульптур, которые установлены на крыше Зимнего дворца, могли признать аварийными. И это несмотря на то, что специалисты-реставраторы практически не спускаются на землю – вот уже тридцать лет.

Петля на шее полководца – чтобы спасти героя от гибели. Несколько скульптур, которые живут на крыше, могли признать аварийными. И это несмотря на то, что специалисты практически не спускаются на землю – вот уже тридцать лет. Реставрацию ведут каждое лето. Но фронт работ слишком велик. Так что за все эти годы до некоторых фигур руки реставраторов так и не дошли. И теперь – только полостная операция.

Чтобы отремонтировать основание, скульптуру поднимают на железном тросе. Это с земли она кажется массивной и монолитной. На самом деле, весит не так уж много – около ста пятидесяти килограммов. Все потому, что сделана из медных листов. Они спаяны между собой. Так что их всегда можно открепить по шву и провести реставрацию.

Строго говоря, это все-таки не оригиналы. В проекте Растрелли кровлю Зимнего дворца украшали каменные скульптуры. Впрочем, назвать медные изваяния новоделом тоже нельзя, им уже больше столетия. Неравноценный обмен провели в том числе и из соображений безопасности. Тяжелые барочные фигуры быстро разрушались и угрожали рухнуть прямо на Дворцовую площадь. Впрочем, легковесности этот ансамбль тоже не терпит. На высоте двух десятков метров сильный ветер. Чтобы медные изваяния не дрожали на ветру, им пришлось набирать вес.

"Было принято решение помимо металлического каркаса заполнить полость скульптуры на одну треть битым камнем. Это в основном и привело к тому, что металлические каркасы внутри скульптур стали разрушаться", – отметила Татьяна Праздникова, сотрудник Отдела истории и реставрации памятников архитектуры Эрмитажа.

Осознав ошибку, в середине прошлого века специалисты заменили камень на цемент. Но снова промахнулись. Из-за сильной влажности он начал разрушаться, уничтожая каркас скульптур. Теперь чужие ошибки исправляют современные реставраторы. Фигуры даже приходится разбирать, чтобы от бетонного содержания на форме не осталось ни следа.

Эти фигуры должны восстановить до конца года. Реставрационного. Он заканчивается на месяц раньше, чем календарный. Работая с мая по ноябрь, специалисты успевают сделать около десяти скульптур за год. Учитывая, что всего на эрмитажном карнизе 176 изваяний, нетрудно понять, почему дворцовая крыша часто преподносила не самые приятные сюрпризы.

"Когда мы провели обследование подробное, нас удивило, что скульптура, которая реставрировалась только что, вот в прошлом-позапрошлом году, и та, которая реставрировалась 20 лет назад, примерно в одном и том же состоянии", – рассказала Майя Лебель, сотрудник Отдела истории и реставрации памятников архитектуры Эрмитажа.

Теперь ученые уверены: нынешнее лечение самыми современными методами гарантирует архитектурное здоровье на два десятилетия. Работа в самом разгаре. А помощи ждут еще семьдесят скульптур. Так что пока реставрационный круг замкнется, не исключено, что первых пациентов – тех, кто художественную диспансеризацию прошел несколько лет назад, – вновь придется записывать на прием к специалистам.