Ракеты "Союз" обосновались во Французской Гвиане

На космодроме Куру во Французской Гвиане завершается строительство стартовой площадки для российских "Союзов". Совсем скоро с самой выгодной точки земли – экватора – будет стартовать самая надежная ракета мира – "Союз".

На космодроме Куру во Французской Гвиане завершается строительство стартовой площадки для российских "Союзов". Совсем скоро с самой выгодной точки земли – экватора – будет стартовать самая надежная ракета мира "- Союз". Уникальная, единственная в мире кооперация двух космических агентств Европы и России.

Непроходимые джунгли и мутные притоки Амазонки – это Французкая Гвиана. Бывшая колония, а ныне часть Франции. Единственный в мире экваториальный космодром – Куру. Здесь завершается грандиозная стройка. Совсем скоро европейская ракета "Ариан-5" будет не одна. Всего в 10 километрах построен новый старт для российского "Союза". Почти все готово, чтобы эти космические ворота открыла русская ракета.

К русским здесь уже привыкли. Каждый день в 6 утра от российского отеля отъезжает автобус с инженерами. В маленьком городке Сенамари их любят и уважают – много работают. Местных жителей удивляет, что у русских обед всего час – сиесты нет.

Новый Гвианский старт ласково называют внучком Гагаринского – пусковой площадки Байконура. И не потому, что свежевыкрашенный – за ним космическое будущее. Его строили лучшие инженеры Роскосмоса. В нем опыт полувековых пусков и самые современные технологии.

"База этого старта российская. В итоге это будет смесь лучших технологий России и Европы. Наши технологии на российской основе. Получится уникальный старт, единственный в мире", – говорит Андре Сикар – руководитель работ на стартовом комплексе Европейского космического агентства.

Отсюда в космос вскоре отправится самая надежная российская ракета "Союз". Из Самары до Санкт-Петербурга и три недели по океану – таков путь "Союза" до Куру. На новом месте приспособились к новым условиям. В отличие от европейских, российские ракеты собирают в горизонтальном положении. После долгих обсуждений с французами эту технологию решили не менять. Однако дорогостоящие спутники, которые запрещено переворачивать, будут стыковать уже на старте, когда ракету поставят.

"Мы заинтересованы в русской системе, потому что она достаточно простая, но очень эффективная и надежная. Мощная ракета вертикального старта, быстро набирает высоту, форсированные двигатели. Все это для нас очень важно", – отметил Андре Сикар.

Гвиана с ее капризным климатом внесла свои изменения. На старте не будет колонн обслуживания – высоких металлических конструкций, обхватывающих ракету. Вместо них – мобильная башня. На старте она закроет носитель полностью и уже внутри на ракету установят головную часть со спутником.

"Будет башня обслуживания, которая целиком будет наезжать на ракету и стол и защищать от осадков и ветра", – пояснил Виктор Ермаков, заместитель директора проекта "Союз" в Гвианском космическом центре.

Под палящим солнцем французские специалисты рассказывают, как удобно им здесь будет с ракетами из России. Не капризные, быстрые в сборке, мобильные и надежные. Специалисты Европейского космического агентства и не рассматривали другую ракету, только "Союз", да и стартовое сооружение для этого носителя уникальное.

Технология подготовки ракеты такая же, как и на российских космодромах. Монтажно-испытательный корпус, где собирают носитель, стартовый стол и Центр управления. Сейчас он как раз в стадии подготовки. Здесь ракетой будут управлять как специалисты Роскосмоса, так и Европейского космического агентства.

"Я буду находиться здесь, буду координировать действия всех сотрудников русских и французских, – рассказал Жан Клод Гарро, руководитель операций стартового комплекса Европейского космического агентства. – И так как мы находимся на французской территории, я также буду отвечать за соблюдение законов".

Благодаря программе "Союз" на Куру" Россия получит уникальную для своей географии возможность запусков. Отечественные предприятия – работу на долгие годы. Европа – самые надежные в мире носители среднего класса.

"Французы выиграют, они получат носитель на самом экваторе и выход в космос со всех видов нагрузок, то есть легкая "Вега", средний "Союз" и тяжелая "Ариан". То же самое, к чему стремится любая страна", – подчеркнул Анатолий Перминов, руководитель Федерального космического агентства.

Запускать ракеты с экватора – выгодно. Здесь скорость вращения Земли максимальна, а значит, увеличивается и скорость ракеты – на 1600 километров в час. Возрастает и грузоподъемность. Если на Байконуре "Союз" поднимает спутник массой до 2 тонн, то во Французской Гвиане он выведет на орбиту и трехтонные спутники.

Ракеты понесут в космос меньше топлива и больше полезной нагрузки. А значит, новые корабли смогут добраться и до других планет.

"Пока в этом проекте только два участника – Россия и Европа. Не исключено, что совсем скоро к нам присоединятся Индия, Китай и Япония. Большая мечта, что совместно после Луны мы двинемся на Марс", – сказал Йорн Джаден, представитель Европейского космического агентства в Гвиане.

Это будет уникальный старт российской ракеты с экваториального космодрома. Первый пуск российского "Союза" с экватора планируется в апреле будущего года. И, возможно, Куру станет главным космодромом на планете.