Арктическая гонка. Конкуренция нарастает

Будущее мира – на севере. На наших глазах в Ледовитом океане сейчас разворачивается борьба за контроль над миллиардами кубометров нефти и газа. И здесь у России, хоть мы и самая большая северная страна, – много конкурентов. Интерес подогревает и глобальное потепление.

Будущее мира – на севере. На наших глазах в Ледовитом океане сейчас разворачивается борьба за контроль над миллиардами кубометров нефти и газа. И здесь у России, хоть мы и самая большая северная страна, – много конкурентов. Интерес подогревает и глобальное потепление. Лед уходит, открывается Северный морской путь.

Сентябрь 2009 года. Сухогрузы Family и Fraternity бременской компании Beluga проходят Северным морским путем. Событие историческое. В этих районах российской Арктики корабли под иностранным флагом впервые.

Немецкие суда с грузом для российских северных портов шли в сопровождении атомных ледоколов. Их помощь, впрочем, не потребовалось. Льда на всем пути почти не оказалось.

"Когда мы идем через Севморпуть, мы экономим 350 тысяч долларов, – отмечает президент компании Beluga Shipping Нильс Штольберг. – Это важно. А еще важно, что там нет пиратов. При проходе через Суэцкий канал есть опасность с ними столкнуться, а здесь все в порядке".

Президент компании Beluga Shipping Нильс Штольберг с гордостью показывает на макет одного из тяжелых грузовых кораблей. Штольберг мечтает, чтобы его корабли регулярно ходили из Европы в Азию и обратно по Севморпути. Что, как минимум, на 10 дней быстрее традиционного маршрута через Суэцкий канал и короче на три тысячи морских миль.

Экспедиция из Кембриджа. Ученые подтвердили: через несколько десятков лет из-за потепления суда смогут свободно плавать в водах Северного Ледовитого океана. К таким же выводам пришли и российские ученые во время годового дрейфа станции "Северный полюс-36". Северная полярная шапка, действительно, стремительно тает.

"Глобальное потепление действует, наверное, на Северный Ледовитый океан, – рассуждает начальник дрейфующей научной станции "Северный полюс-36" Юрий Катраев. – И весьма сложно найти, подобрать льдину и высаживаться на льдину толщиной 3-4 метра, например, на которую сейчас "СП-37" высадили. А у нас льдина была толщиной всего от 1,65 до 2,10. Вот на такой тонкой льдине в человеческий рост, на такой тонкой льдине, нам пришлось зимовать целый год".

Заведующий лабораторией глобальных проблем энергетики Московского энергетического института Владимир Клименко добавляет: "Примерно лет через 30-40 в Арктике будет достигнут уровень температур, который не наблюдался там в течение тысячелетий. Сформируются исключительно благоприятные климатические условия. Благоприятные, в первую очередь, для мореплавания".

"Вопрос в том, что транспортировать, какие грузы, – считает генеральный директор Института энергетической стратегии Виталий Бушуев. – Оставаться только коридором для чужих грузов из Европы в Азиатский регион – это, конечно, плохо. Вопрос в том, что грузами такими могут быть углеводородные ресурсы, которых в этом регионе видимо-невидимо. Они сейчас пока скрыты подо льдом, скрыты под шельфом, но запасы все газовые и частичное нефтяные сосредоточены в шельфовой зоне Арктики".

По самым общим оценкам, в Арктическом шельфе до четверти всех мировых запасов углеводородов. Ценнейшие данные на этот счет, например, были получены в августе 2007 года на глубоководных аппаратах "Мир-1" и "Мир-2". Образцы грунта должны доказать, что Хребты Ломоносова и Менделеева имеют одинаковое геологическое строение с российским шельфом. А, значит, они – часть Сибирской континентальной платформы и территории России.

"Сразу пошли там американские экспедиции, датская экспедиция, норвежская, немецкая и даже японская, – рассказывает заведующий лабораторией глубоководных обитаемых аппаратов "Мир-1" и "Мир-2" Института океанологии РАН Анатолий Сагалевич. – То есть все двинулись на Северный полюс, чтобы как бы "столбить" территории. И здесь, конечно, важно "столбить".

Действительно, желающих "застолбить" свое место в высоких широтах все больше. Оттава открыто называет Арктику канадской и строит глубоководный порт и базу ВМФ, где будут постоянно находиться несколько патрульных кораблей. В регионе также станет дислоцироваться гарнизон в тысячу арктических стрелков.

Другой полярный игрок – Норвегия – строит 10 кораблей спецназначения. Тем временем, ледоколы береговой охраны Канады и США Louis S. St Laurent и Healy отправились в экспедицию для сбора данных о границах шельфа в Западной Арктике.

"Мы проводили исследования в глубине Северного полюса, – рассказывает капитан ледокола Healy Тэд Линдрстом. – Так глубоко мы даже не заглядывали прежде. Это 450 миль южнее Северного полюса. Возможно, мы проследовали несколько дальше, чем будут простираться претензии США, однако нам нужно было исследовать все возможности".

Свои возможности в регионе сегодня исследуют Исландия и Япония. Программу по освоению Арктики "Белый дракон" запустил даже далекий от Арктики Китай. И далеко неполный список претендентов на кладовую XXI века.