Тема:

Премия Рунета 2009 14 лет назад

Интернет-рынок в кризис

Интернет-портал OpenSpace.Ru путем открытого голосования решил определить, кто на сегодня является самым влиятельным интеллектуалом России
Крупнейший поисковик займется вопросами альтернативной и возобновляемой энергетики
Интернет-портал OpenSpace.Ru путем открытого голосования решил определить, кто на сегодня является самым влиятельным интеллектуалом России
Крупнейший поисковик займется вопросами альтернативной и возобновляемой энергетики
Телеканал "Вести" 25 ноября покажет специальный проект, посвященный российскому Интернету. В его рамках "Вести" подготовили ряд материалов об актуальных темах и проблемах российского Интернета, а также интервью со специалистами и руководителями отечественных IT-компаний.

Телеканал "Вести" 25 ноября покажет специальный проект, посвященный российскому Интернету. В его рамках будет рассказано о главных событиях Рунета за последний год, о лидерах отрасли, а кульминацией станет прямая трансляция вручения "Премии Рунета 2009". В ожидании этого события "Вести" подготовили ряд материалов об актуальных темах и проблемах российского Интернета, а также интервью со специалистами и руководителями отечественных IT-компаний.

По данным агентства CNews Analytics, Yandex – самая дорогая компания из "трех китов" российского Интернета – таковой и осталась. Подешевела только в пять раз – с 5 миллиардов в начале 2008 года до миллиарда в середине 2009 года. Mail.Ru – серебряный онлайн призер – стоит теперь не 2 миллиарда, а примерно 500 миллионов. С трудом удержался в тройке чемпионов Rambler – полегчал в 7,5 раза. 2007 год закончил на 400 миллионов долларов, 2010 год встречает с оценкой в 53 миллиона и двумя миллионами чистого убытка.

"У Rambler 51%, точнее, больше – контрольный пакет бизнеса, принадлежит людям за пределами индустрии, которые в Интернете не разбираются. Там нет никакой магии. Нужно просто делать правильные вещи правильно. Но если ты все время опаздываешь и иногда на полгода тебе откладывают решения, а конкурент нужные решения принимает, это приводит к тому, что ты теряешь долю рынка", – объясняет ситуацию Игорь Ашманов, генеральный директор компании "Ашманов и партнеры", в 1999-2001 годах – креативный и исполнительный директор компании Rambler.

Первая в России поисковая система – 13 лет на рынке – теряет долю под напором американского Google. Интернет-сообщество с интересом наблюдало за ходом "сделки века", которая должна была поменять расстановку сил на виртуальном пространстве. Google чуть было не купил рекламное подразделение Rambler – ЗАО "Бегун". Предложение, от которого российские коллеги не смогли отказаться – 140 миллионов долларов. Втрое больше, чем стоит теперь весь Rambler. Но против выступила ФАС. Федеральная антимонопольная служба заблокировала сделку, обвинив покупателя в попытке нарушить закон о защите конкуренции и создать монополию.

Именно этот случай в Интернете решил судьбу Yandex. После виртуальной коллизии в прессе появились высказывания чиновников, которые опасаются зарубежной экспансии в Рунет. Yandex, который не теряет надежды разместить бумаги на бирже, решил продать свою "Золотую акцию" Сбербанку за символическую цену в 1 евро. Сбербанк, купив драгоценную бумагу, получил право вето на консолидацию в одних руках более четверти пакета акций поисковика. Проще говоря, если какой-нибудь зарубежный контрагент нацелится на главный виртуальный ресурс, госбанк чужака не пропустит.

Впрочем, большому интернет-бизнесу отраслевых лидеров уже мало. Российская группа Digital Sky Technologies заплатила 200 миллионов долларов за бумаги Facebook (запрещена в РФ). Нереальный для виртуального пространства инвест-проект. За 15 лет таких крупных сделок в Рунете просто не было. Теперь на счету DST – почти 2% привилегированных акций мировой социальной сети. А в бизнес-плане – еще 100 миллионов долларов на расширение портфеля.

Facebook – крупная рыба Интернета. Прогнозная прибыль по итогам года – полмиллиарда долларов. Отечественные клоны – помельче. На российской финансовой карте "Мой мир", "Мой круг", "В контакте", Livejournal и "Одноклассники" почти не просматриваются. Это бизнес на перспективу.

"Сейчас развивается монетизация на пользовательских платежах. Это такое направление, на котором в перспективе мы рассчитываем зарабатывать большую часть своих доходов", – рассказывает Анна Артамонова, директор по маркетингу компании Mail.Ru.

"Просто есть такая фундаментальная история, по-настоящему большой рыночный успех, который в Интернете известен, пока один – это поисковая реклама", – объясняет Андрей Сербант, директор по маркетингу сервисов компании Yandex.

Традиционные медиа теряют клиента, рекламные продажи упали где на 30%, а где и на 70%. Рунет клиентов находит – плюс 5% за первое полугодие. Наторговали в кризис на 8,5 миллиарда рублей. Деньги пойдут на погашение кредитов. Новых проектов интернет-компании пока не планируют.