Нефть Восточной Сибири дошла до океана. Зачем России ВСТО

Нефть Восточной Сибири наконец добралась до Тихого Океана. В четверг первая партия "черного золота" из Восточной Сибири была выгружена в новом, построенном всего за полтора года нефтяном порту "Козьмино" неподалеку от Находки. Российские нефтяники получили выход на новые рынки сбыта, а Дальний Восток - новый стимул для развития.

Нефть вышла к океану
"Первые 72 цистерны с нефтью прибыли в Козьмино, это символизирует начало заполнения технологической нефтью объектов спецморнефтепорта", - заявил на торжественной церемонии встречи первого состава с нефтью представитель ООО "СМНП "Козьмино", дочерней структуры "Транснефти".

Привезенная сегодня нефть не на продажу - она "технологическая", то есть предназначена для функционирования систем специального морского порта. Да и транспортируется пока по нефтепроводу лишь частично. Тем не менее, уже в ноябре заливка "технологической" нефти закончится и начнутся коммерческие поставки на Дальний Восток, первыми свою нефть новым для российских нефтяников путем экспортируют "Сургутнефтегаз" и "ТНК-ВР".

По словам вице-президента "Транснефти" Михаила Баркова, всего в четвертом квартале через порт Козьмино планируется перевалить 300 тыс. тонн сырья: "Сургутнефтегаз" и ТНК-BP экспортируют в равных объемах. Окончательная сдача в эксплуатацию первой очереди ВСТО, включая "Козьмино", намечена на конец декабря текущего года. А в 2010-м объемы поставок через порт вырастут многократно - за год планируется экспортировать до 15 млн тонн.

Нефть с недавно освоенных и еще осваиваемых месторождений Восточной Сибири - Ванкорского, Талаканского, Верхнечонского - пойдет сначала по первой очереди нефтепровода ВСТО - от Тайшета до Сковородино в Амурской области неподалеку от границы с Китаем. Отсюда "черное золото" пока что приходится везти к побережью Тихого океана по железной дороге, однако затем будет построена и ветка нефтепровода - вторая очередь ВСТО. Кроме того, также от Сковородино строится отвод для экспорта нефти в Китай.

В Козьмино для разгрузки составов с нефтью построили новую станцию "Грузовая", где выгрузки цистерн была построена новая станция Грузовая. Станция может выгружать до 720 цистерн ежесуточно - это порядка 10 железнодорожных составов с нефтью - что делает ее одной из крупнейших в стране специализированных станций по сливу. Нефть из цистерн сначала подается в специальные резервуары, а затем по 23-километровому трубопроводу перекачивается к причалам порта "Козьмино". Здесь ее будут перегружать на супертанкеры для отправки в Японию, Южную Корею, Китай и другие страны региона.

Инфраструктура "Спецморнефтепорта Козьмино" располагается в Приморском крае в бухте Козьмина на побережье Японского моря в поселке Врангель. Сюда входят площадка сливных железнодорожных эстакад с узлами разогрева и нижнего слива нефти из вагоноцистерн, насосной слива нефти с фильтрами грязеуловителями, системой измерений количества и показателей качества нефти СИКН с узлами регулирования давления, двумя вертикальными резервуарами для нефти, технологическими и вспомогательными нефтепроводами с узлами запорной арматуры, подпорными и магистральными насосными агрегатами для перекачки нефти на нефтебазу. Также посторена площадка нефтебазы с коридором коммуникаций от железнодорожных эстакад до нефтебазы с камерами пуска и приема средств очистки и диагностики, подпорной и циркуляционной насосной с пунктом подогрева нефти, резервуарным парком, технологическими нефтепроводами с фильтрами грязеуловителями и узлами запорной арматуры. На берегу расположены морские причальные сооружения, технологические трубопроводы с узлами запорной арматуры, системой измерений количества и качества нефти СИКН, установки подготовки азота, установки рекуперации паров нефти и стендерами для подключения грузовых трубопроводов к приемным манифолдам морских танкеров.

Что такое ВСТО
Трубопроводная система ВСТО - "Восточная Сибирь - Тихий океан" - пожалуй, важнейший проект российского ТЭКа в этом десятилетии. Она позволит покончить с зависимостью российских нефтяников от европейского рынка и диверсифицировать поставки за счет рынков Азиатско-Тихоокеанского региона, где спрос на энергоносители в ближайшие годы будет только расти. 

ВСТО будет наполняться нефтью новой нефтегазоносной провинции - Восточной Сибири. Сюда входят недавно запущенное Ванкорское месторождение "Роснефти" (Красноярский край), Талаканское "Сургутнефтегаза" (Якутия), Верхнечонское "ТНК-BP" и "Роснефти" (Якутия), и другие. Нефть добывать здесь не так легко, как на освоенных во второй половине прошлого века месторождениях Поволжья и Западной Сибири, однако современные технологии добычи и нынешний уровень цен на углеводороды делают масштабную разработку этих запасов оправданной.

ВСТО - современный нефтепроводный объект, оборудованный по последнему слову техники. Нефтепроводная система ВСТО является объектом трубопроводного транспорта нового поколения. Он должен прослужить на 20-25 лет дольше, чем существующие трубопроводы, несмотря на тяжелые климатические условия - для него были разработаны специальные трубы. Кроме того, при проектировании и строительстве особое внимание уделялось вопросам минимизации ущерба окружающей среде.

ВСТО важен не только для нефтяной отрасли России, но и для развития Дальнего Востока. Во-первых, вслед за экспортом нефти планируют наладить и ее глубокую переработку на месте, а это значит, что Приморье наконец-то получит в достаточном количестве произведенное на месте топливо и различные полимеры. Во-вторых, на объектах ВСТО создаются тысячи новых рабочих мест для дальневосточников. И, в третьих, благодаря масштабной стройке развивается инфраструктура региона - строятся новые дороги, ЛЭП, налаживается связь.

Нефтепроводная система Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО) предназначена для транспортировки нефти на российский Дальний Восток и на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. Система технологически соединена с существующими магистральными трубопроводами «Транснефти» и позволит создать единую сеть, обеспечивающую оперативное распределение потоков нефти по территории России в западном и восточном направлениях. Планируемая пропускная способность ВСТО – 80 млн тонн нефти в год. Протяженность трассы свыше 4 770 километров, конечным пунктом которой будет новый специализированный морской нефтяной порт в бухте Козьмино в Приморском крае. Первая очередь строительства Тайшет – Сковородино (2757 км) начата в апреле 2006 года, ее сдача в эксплуатацию ожидается в декабре 2009-го.

Строящийся трубопровод подвергается 100-процентному контролю сварных стыков радиографическим методом. В местах соединения швов приварки арматуры и захлестов дополнительно применяется контроль ультразвуковым методом. Защита трубопровода от почвенной коррозии обеспечивается трехслойным полимерным покрытием на основе экструдированного полиэтилена толщиной не менее 3 мм, наносимым в заводских условиях. Узлы запорной арматуры устанавливаются в пониженных местах рельефа, расстояние между ними составляет не более 30 км. В зависимости от рельефа местности предусмотрена установка узлов запорной арматуры на переходах через активные разломы. На всех подводных переходах устанавливаются береговые задвижки. Наблюдение за состоянием нефтепровода и обслуживание сооружений линейной части будет осуществляться с применением различных транспортных средств – вездеходного транспорта повышенной проходимости и вертолетов (с использованием предусмотренных на трассе вертолетных площадок).

Ссылки по теме
Проект ВСТО на сайте АК "Транснефть"
СМНП "Козьмино"

Сегодня