Строители моста между Сциллой и Харибдой мафиозных кланов

О чуде, которое соединит два берега, мечтали тысячи лет. Сначала герои древнегреческих мифов, спасаясь от Сциллы и Харибды, потом римляне, во время пунийских войн. И даже император Карл Великий. Но, наверное, никто не желал этого так сильно, как нынешний премьер-министр Италии Сильвио Берлускони.

О чуде, которое соединит два берега, мечтали тысячи лет. Сначала герои древнегреческих мифов, спасаясь от Сциллы и Харибды, потом римляне, во время пунийских войн. И даже император Карл Великий. Но, наверное, никто не желал этого так сильно, как нынешний премьер-министр Италии Сильвио Берлускони. Каждый раз выигрывая выборы, он размораживал проект и объявлял о начале великой стройки.

На такое в мире никто не замахивался. В воздухе повиснут 3 километра стали и бетона без единой опоры. Нагрузку возьмут на себя две башни по 382 м и прочные стальные канаты диаметром 1,20 м каждый. Три полосы в одну сторону, три в другую. Плюс две железнодорожные ветки. Как утверждает генеральный директор проекта, сегодня это можно построить.

Руководитель проекта "Мессинский залив" Пьетро Чуччи говорит: "Наш мост рекордсмен мира по всем показателям – и по длине, общая протяженность около 3 км 600 м, и по длине канатов, и по количеству полос, и по высоте. Ни Бруклинский, ни Японский мост с нашим не идут в никакое сравнение".

Рекордсмен стоит недешево. Цена растет регулярно, обновляясь с учетом всех интересов. По последним данным, объединить Сицилию с континентом стоит 6 миллиардов 300 миллионов евро. Схема финансирования путаная – 60% частные деньги, но большинство кредитов возьмут, конечно, под государственные гарантии.

С какими потерями Мессинский пролив победили герои древнегреческих мифов – Одиссей и Ясон – знает каждый школьник. В XXI веке повторить их подвиг, пройти между Сциллой и Харибдой, придется строителям нового моста. На одном берегу всем известная Коза Ностра, на другом – самая страшная в Италии мафиозная семья Ндрангета.

Что останется от бюджета в 6 миллиардов – вот вопрос?

Президент парламентской комиссии по расследованиям, бывший мэр Палермо Леолука Орландо говорит: "Мафия ужа давно не вымогает деньги с пистолетом, она берет подрядами. А кто узнает, сколько грузовиков с землей выехали со стройплощадки – 10, 20 или 100... Мафия ждет начала работ с нетерпением. С декабря, как только начнут копать, она будет рядом с Берлускони. Они не пропустят такой куш. Дельце отлично спроектировано, без всякого контроля. Я думаю, это будет грандиозное ограбление века. А моста в итоге так никто и не увидит".

Даже если останется на что строить, то для кого этот мост? Вроде бы все ясно, вместо романических паромов, которые вечно ломаются и опаздывают, Сицилию с материком свяжет регулярное сообщение. И, конечно, платное. В проектной документации есть все цифры: 144 тысячи автомобилей, 200 составов в сутки.

По замыслу правительства, это будет мост надежды, который наконец объединит отсталый юг с развитым севером. Но эксперты по трафику такие цифры называют фантастическими. Вот статистика за последние 8 лет, которую они запросили в порту Мессины: фуры – минус 8%, легковые автомобили – минус 20%, пассажирские поезда – минус 33%, товарные – минус 11%.

Пассажиры давно в небе, а фуры в море. Самые популярные сегодня морские маршруты – Мессина-Салерно, Мессина-Рим, Палермо-Неаполь, Палермо-Генуя.

Переплыть Италию дешевле, быстрее и комфортнее, чем пересечь весь сапог сверху донизу. На Сицилии итальянский дальнобойщик загоняет свою фуру на паром, сам поднимается в салон. Ужинает под аккомпанемент тапера, а утром – он на месте. Кто променяет комфорт и сон на полторы тысячи километров дороги за те же деньги?

"Это правда, что Сицилии сегодня нужны куда более срочные вещи, чем мост?" – спрашивает корреспондент. "На Сицилии дороги нужно строить. Куда люди поедут, если все эти машины поедут? Там же нет автострад. Но самая главная драма Сицилии в том, она зависла в первобытном состоянии. В цивилизованных странах спрашивают, кто ты есть, что умеешь? А там? Ты под кем? Даже если ты ничего не умеешь, но если ты в нужном клане, ты сделаешь отличную карьеру", – ответил Леолука Орландо.

Анна Джордано, руководитель сицилийского отделения защиты дикой природы, наверное, больше всех мечтает, чтобы этот мост никогда не появился. 30 лет сицилийское отделение защиты дикой природы борется с браконьерами. Мессинский пролив является важнейшей точкой в маршруте всех перелетных птиц – из России, Европы в Африку и обратно. Именно сюда за редким трофеем каждую зиму прилетают тысячи охотников. Но если в декабре и правда начнут строить, то стрелять будет уже некого.

"Приблизительно 5 миллионов птиц каждый месяц прилетают. Они же не мы, они ориентируются по звездам, Луне. Представляете, если в тумане они вдруг наткнутся на эти огромные балки, канаты, электрический кабель. Это смертельное препятствие!" – говорит Анна Джордано.

Два озера, где птицы делают важнейшую остановку в своем путешествии, тоже в зоне строительных работ. Только здесь водятся 10 видов рыбы, моллюсков, рачков, которые больше нигде не встретишь. Состав воды удивительный. Когда начнут вбивать огромные сваи для башен, то здесь все изменится.

"Когда они начнут закапывать эти гигантские пилоны на глубину 50-60 м, они же нарушат пласт. Изменится физико-химический состав воды", – возмущается Джордано.

Загадкой для многих остается и надежность моста. Согласно проекту эластичная конструкция выдержит 7,1 балла по Рихтеру. Землетрясение такой силы 100 лет назад разрушило всю Мессину. Сначала город тряхнуло, а потом накрыло многометровой волной цунами. Сицилия и до сих пор считается опасной зоной.

На Сицилии даже чрезвычайные происшествия по вине коррупции – это город Джампильери, три недели назад его буквально смыло потоком грязи, что очень сильно удивило итальянское правительство.

В вопросе куда уходят деньги и каким будет новый мост, Стефания Петикс большой специлист. Сицилийский спецкор программы Striscia di notizia каждую неделю расследует новое строительное дело. То что выходит в эфир очень смешно, но это не юмористическая программа.

Стефания Петикс, корреспондент Striscia di notizia, говорит: "Долгострой – это у нас не просто случай. Это система на Сицилии. Понимаете? Не потому что они не хотят заканчивать тот или иной объект. Не потому что деньги закончились, как часто бывает. А потому, что скорее всего была интересна первая фаза – заплатить за проект, за рабочих, за материалы свои деньги.

Вот предварительные расчеты Стефании и список объектов-призраков, к которым скоро по ее мнению присоединится и новый мост: амфитеатр "Джарре" – 27 миллиардов лир, мост в Сикулиане – 6 миллиардов лир, вокзал в Чинизи – 300 миллиардов лир, центр реабилитации в Касстелмаре – 1,5 миллиарда лир, мост под Мессиной – 2 миллиарда лир и т.д.

"То есть достаточно умножить число объектов на некую среднюю сумму. Это, конечно, неточно, потому что когда я хотела посчитать цифра приблизилась к космической", – сказала Стефания Петикс.

Но есть и те, кто считает, что миссия выполнима и мост может вытянуть отсталый юг. Года два назад известный итальянский художник предложил Италии свой альтернативный проект. Нарастить берега с двух сторон, чтобы было надежней и короче. Сделать мост пешеходным и устроить музей под открытым небом.

Нино Уккино, скульптор, художник говорит: "Я не хочу, чтобы он был куском железа. Он нам не нужен такой. Пусть к нам приезжают со всего мира посмотреть на скульптуры, вот о чем я мечтаю".

По проекту мост закончат в 2017 году. В ожидании начала новой для Италии эпохи местные жители советуют прислушиваться к их рекомендациям, въезжая на любой мост обязательно убедитесь, есть ли у него продолжение.