Спасенный конструктивизм

Искусствовед Николай Васильев – участник проекта "Москонструкт" по сохранению архитектуры 20-х годов. Он знает каждый памятник московского конструктивизма. Гараж Госплана на Авиамоторной улице, созданный знаменитым архитектором Константином Мельниковым, сегодня вне опасности.

Искусствовед Николай Васильев – участник проекта "Москонструкт" по сохранению архитектуры 20-х годов. Он знает каждый памятник московского конструктивизма. Ещё год назад это необычное здание, один из ярких примеров советского авангарда, буквально разваливалось на глазах. И вот – всё-таки началась реставрация. Теперь можно надеяться, что гараж Госплана на Авиамоторной улице, созданный знаменитым архитектором Константином Мельниковым, вне опасности.

"Мельников здесь – это поздний объект, и заказчик богатый, это не бедные 20-е годы, а уже 30-е – он всё равно работает с очень простыми материалами, весь этот сложный фасад сложен из кирпича. Это обычный силикатный кирпич, который потом отштукатурен", – описывает особенности конструкции этого здания искусствовед Николай Васильев.

Построенный в 1936 году для легковых машин сотрудников Госплана, гараж стал последним произведением Мельникова. Ещё достаточно молодой, ему исполнилось всего 46 лет, архитектор навсегда ушёл из строительства и занялся преподавательской деятельностью. Воплощать новые проекты стало всё труднее: на смену конструктивизму пришел сталинский ампир, помпезную стилистику которого он, мастер строгого лаконизма, принимать отказался.

Главное украшение гаража – это огромное окно-фара. Оно не открывалось уже много лет. А раньше в нем можно было увидеть большую рабочую столовую. А это – архитектурная шутка Мельникова, ложная котельная труба. Настоящую он, вопреки всяким канонам, сделал квадратной и поместил прямо в окне.

Архитектор Александр Щусев, автор Мавзолея Ленина, в отличие от Мельникова, отнюдь не разделял идеологию авангарда. Однако в одном из лучших своих творений – здании Наркомзема, сейчас Министерства сельского хозяйства, использовал все главные приёмы конструктивизма: ленточные окна, скруглённый угол с козырьком, остекление лестничного узла.

"Это редкий пример, что архитектура 20-х годов ценится и понимается очень хорошо владельцами. Когда мы организовывали экскурсию, мы даже смогли попасть с группой внутрь, и специально для нас был включен лифт непрерывного действия, – рассказывает Николай Васильев. – Это лифт, состоящий из цепи кабин, которые вращаются сверху вниз непрерывно".

Здесь, на Садовом Кольце, сохранилось ещё несколько памятников архитектуры 20-х годов: здания Госторга и Российских железных дорог. Они в хорошем состоянии и за их сохранность архитекторы пока не опасаются. Всего под наблюдением участников проекта "Москонструкт" – около 300 сооружений. Но каждый год их становится на десятки меньше.