Третьяковка погружает в мир "Русских сезонов"

В Государственной Третьяковской галерее к 100-летию "Русских сезонов" Сергея Дягилева открылась выставка "Видение танца". Показывают костюмы к знаменитым балетам, балетные тапочки с автографом Анны Павловой, эскизы декораций Бенуа, Гончаровой, Рериха и даже театральный занавес работы Пикассо.

В Государственной Третьяковской галерее к 100-летию "Русских сезонов" Сергея Дягилева открылась выставка "Видение танца". Показывают костюмы к знаменитым на весь мир балетам. Есть даже подлинный театральный занавес работы Пабло Пикассо, балетные тапочки с автографами Анны Павловой и Тамары Карсавиной, эскизы декораций Бенуа, Гончаровой, Рериха, Серова.

Такие костюмы и в наше время могли бы показаться авангардными. Между тем, это реконструкция работ, созданных почти сто лет назад. Пабло Пикассо специально для балета Сергея Дягилева. Вот и фотографии того спектакля "Парад".

Выставка "Видение танца" – это легендарные "Русские сезоны" как общеевропейское явление. И дело не только в увлечении западной публики спектаклями, которые регулярно привозил в Париж Дягилев. Дело в том, что на этого антрепренера, оказывается, еще и работали величайшие европейские мастера начала века!

Чего стоит один 11-метровый занавес работы Пикассо, привезенный из Лондона. "Когда зритель проходит по выставке, рассматривает эскизы декораций, костюмы. Макеты. А потом в конце концов оказывается перед этим занавесом, он оказывается как бы перед ситуацией гипотетического театра", – говорит Зельфира Трегулова, куратор проекта.

Вот костюмы к балету "Соловей", придуманные Матиссом. Вот афиши, дизайном которых занимался Жан Кокто. Вот эскизы, нарисованные Жоржем Браком.

"Это должна быть жесткая воля, это должен быть в известной мере деспортизм, это дожны быть какие-то рамки, в которые ставится творческая личность. И конечно это какой-то внутренний конфликт. Он всегда был и всегда будет, потому что любой продюсер и творческая личность – это всегда внутренний конфликт", – считает Ирина Лебедева, генеральный директор Третьяковской галереи.

Вот настоящий эскиз декораций к спектаклю "Жар-птица", и прямо за ним – ненастоящий картонный занавес, напечатанный специально для выставки. Это дизайнерское решение кураторов экспозиции.

Приглушенное освещение, безопасное для тканей и бумаг, создает эффект сценического полумрака. Выставка о золотой поре русского театра – сама как театр. В экспозиции перемешались эскизы, декорации, видеосъемки, фотоархив и живопись.

Основная часть коллекции все-таки русская, из Третьяковской галереи. Бакст, Бенуа, Гончарова, Ларионов. Вот знаменитый слишком вольный портрет Иды Рубинштейн, и неподалеку – хрупкая Анна Павлова. Прямо под картиной – старинные пуанты и даже станок для занятий хореографией из зала Мариуса Петипа.

Небольшому залу удалось вместить больше 500 экспонатов, а зрителей, видимо, предстоит вместить и вовсе тысячи. Уже на открытии выставки яблоку негде было упасть.