История под ногами: прогулка в кандалах

Сохранился участок дороги, построенной ещё по велению Анны Иоанновны. По этой дороге ехали в ссылку Радищев, Чернышевский и жены декабристов. За несколько веков тысячи арестантов прошли в кандалах по Московско-Сибирскому тракту. Туристам предлагают пройти этот путь в кандалах.

Сохранился участок дороги, построенной ещё по велению Анны Иоанновны. По этой дороге ехали в ссылку Радищев, Чернышевский и жены декабристов. За несколько веков тысячи арестантов прошли в кандалах по Московско-Сибирскому тракту. Туристам предлагают пройти этот путь в кандалах.

Про эти знаменитые шестьдесят пять поворотов, повторяющих природный ландшафт нынешней территории Большеуковского района, миру рассказали ссыльные писатели Радищев, Чернышевский, Короленко. На чудом сохранившемся в первозданном виде двадцатикилометровом фрагменте тракта и сейчас действует арифметика трехвековой давности.

Все деревни Большеуковского района отделяют друг от друга ровно двадцать вёрст. То самое оптимальное расстояние, которое выдерживала лошадь – главное транспортное средство самой длинной гужевой дороги в мире.

Здесь до сих пор находят фрагменты кандалов. Петрашевцы, декабристы, польские повстанцы. За несколько веков десятки тысяч арестантов прошли здесь, направляясь в Красноярский, Иркутский, Нерчинский остроги. О "великом кандальном пути" рассказывает экспозиция музея истории Московско-Сибирского тракта. Самое вместительное в Омской области сельское хранилище раритетов – дар региональной власти. Дореволюционные карты, документы, вещи первых переселенцев – всего около пяти тысяч экспонатов. Однако чаще экскурсии проводятся вне музейных стен.

"Уникальные километры дороги, уникальные вёрсты. Больше нигде в Омской области не сохранилось такого участка пути, по которому ехали и Радищев, и Чернышевский, гнали и кандальников и жен декабристов", – рассказывает директор Омского музея Московско-Сибирского тракта Евгений Зензин.

Сотни туристов, в основном, иностранных, приезжают сегодня в Большие Уки ради одной цели: проехать по этой дороге. Им предлагают этот путь пройти в кандалах. Местные умельцы исполнили точные копии когда-то найденных здесь оков. А эти "плюшки", "душегрейки", зипуны и шинели – из сундуков старожилов.

"Мы костюмы уже подобрали, но на спине ещё был изображён жёлтый ромб и буквы "СК", что означало ссыльно-каторжный, а в народе ещё говорили сильно каторжный", – поясняет сотрудница музея Ольга Чебоксарова.

В роли каторжан – местное население. Говорят, ради высокой цели: сохранения нетронутого цивилизацией фрагмента уникальной дороги ни сил, ни времени не жалко.

Под руководством омского краеведа Евгения Зензина школьники привели в порядок окрестности деревни Форпост и села Становка. А верстовые столбы, кстати, абсолютная копия когда-то здесь установленных, теперь как бы оберегают не вспаханные и не закатанные в асфальт почти двадцать километров уникальной дороги, построенной еще по велению Анны Иоанновны.