Шотландская симфония

На сцене Мариинского театра идет репетиция. Постановщик, ученик Баланчина – Бен Хьюз. Шотландская симфония", как и другие балеты Баланчина, требуют не просто скорости, точности и достоверности. О такой достоверности в "Мариинке" уже сейчас слагают легенды.

- Артисты балета, я еще раз напоминаю, чтобы со вторым звонком вы были на сцене. Надо проверять поклоны.

Им в общем и не надо напоминать о поклонах. Потому что за несколько минут до премьеры на сцене Мариинского театра все еще идет репетиция. Полным ходом. Постановщик, ученик Баланчина – Бен Хьюз, переводчик, еще постановщики, артисты. Репетировали и раньше по 13 часов в день. И не сказать, чтобы что-то не успели. Просто "Шотландская симфония", как и другие балеты Баланчина, требуют не просто скорости, точности и достоверности. О такой достоверности в "Мариинке" уже сейчас слагают легенды.

"Кордебалет стоит на одной ноге долго, долго, долго. Когда спросили Бэнна Хьюза, можно ли им поменять ногу, потому что очень трудно. Он сказал – нет, потому что Баланчина нету и некого спросить, поэтому нет, нельзя", – рассказывает ведущий режиссер спектакля Маргарита Сухова.

О том, что не только на сцене, но и в зрительном зале – звезды, перешептывались зрители. Спектакль со знаменитой Ульяной Лопаткиной, поставленный знаменитым хореографом, приехал смотреть и знаменитый кутюрье. "Шотландскую симфонию" в Петербурге смотрел Джорджио Армани.

"Маринке" грех жаловаться на пустой зрительный зал. Здесь всегда аншлаг. Всегда много иностранцев и петербуржцев. Но сегодня – это не просто аншлаг. Билетерши называют переполненный театр сумасшедшим домом. Впрочем, эта публика пришла на спектакль. Которого 20 лет не было в репертуаре Мариинского театра. И возвращения которого на сцену здесь ждали все эти 20 лет.

Балет вернулся триумфально. Все как в 52 году. Когда после Эдинбургского фестиваля, вдохновленный красотой севера Великобритании и театральностью военных парадов шотландских полков, Джордж Баланчин впервые ставил "Шотландскуую симфонию" на сцене "Нью-Йорк Сити Бэлет". И все как здесь же, в Мариинском театре, четверть века назад – музыка, свет, костюмы. Новая только Сильфида. Ульяна Лопаткина, которая исполнила уже все главные роли во всех балетах. Но, будучи в декретном отпуске, так и не смогла поработать с Баланчиным. И для нее "Шотландаская симфония" – это и исполнение мечты, и профессиональный рост.

"Это было не трудная работа, но стоящая того. Это было удовольствие и радость, не смотря на такой темп и скорость. Я получила большое удовольствие сама. В общем немножко полетала, хотелось бы еще раз сначала", – говорит солистка Мариинского театра Ульяна Лопаткина.

Под гром аплодисментов уже после премьеры они прямо на сцене проводили срочную летучку. Балет получился. Вот только поклоны, наверное, действительно стоило отрепетировать отдельно. Солистов 20 минут вызывали на бис.