Совмещение времени

"Думал, не найду это место. Как-то иду на работу и меня осенило - сейчас снимем и попытаемся совместить", - рассказывает Сергей Ларенков.

Три месяца назад Сергей Ларенков увидел в альбоме эту фотографию блокадного города. Трамвай идёт в сторону линии фронта, противотанковые заграждения, продовольственный магазин. Это Ленинград осени 1941-го, но какое конкретное место? Отгадкой был бы номер трамвайного маршрута, но он не виден. Ларенков определил, что это площадь Стачек по силуэту общежитий фабрики "Красный треугольник" вдалеке. Теперь нужно сделать снимок с той же точки, на которой стоял 68 лет назад тот фотограф. Казалось бы, какая простая идея. Взять старую фотографию и снять вид города с того же места. Однако это совсем непросто. Ларенкову помогает его профессия.

"Я по профессии - штурман и лоцман. Надо найти пеленги, створы", - поясняет Сергей Ларенков.

Совмещение ориентиров и мысленно нарисованных линий - только так можно точно определить точку, с которой надо фотографировать. Часто бывает, что и силуэт, и пропорции дома изменились. Вот фотография разрушенного здания на углу Лиговки и Глазовской улицы. После войны его восстановили в ином виде. Сергей не сразу, но нашел это место. Уже пять лет он занимается своим проектом. Даст фору любому краеведу. Вот, например, на Невском, на том месте, где сейчас вывеска Культурного и делового центра Казахстана, была типовая надпись, предупреждающая об опасности при артобстреле. После войны её замазали и восстановили на соседнем здании школы.

"Вот фото у дома №8, а это - №14", - показывает два вида лоцман Ларенков.

Вот снимок дома на Невском. Видно, что тротуары были узенькие, на них еле поместилась группа детей. Видны известные всему Ленинграду буквы "ТЖ", аббревиатура Треста жиров. Здесь продавали косметику. В XXI веке и буквы, и память о знаменитом магазине канули в лету. Особое впечатление - вид почти полностью разрушенных знаменитых домов на Мойке, улице Чайковского, Невском. Вот это здание, здесь был райком партии, восстановили одним из первых, по проекту зодчих Фомина и Журавлева.

При совмещении фотографий получается, что из прошлого возвращаются люди и ситуации блокадной поры. Оживленный угол на площади Восстания. Нарядные люди спешат за покупками. И вот это же место после артобстрела в 41-м, страшная сцена снята фотографом Трахтенбергом. Часть совмещенных снимков Ларенков представил в Румянцевском особняке, затем решил сделать фильм на эту же тему.

Сейчас Сергей Ларенков задумал новый проект - совмещать современные фотографии с видами города, написанными акварелью в XIX веке. Эта задача ещё более сложная.

Сегодня