В Москве покажут утерянные фото постельной акции Джона Леннона и Йоко Оно

Выставка неизвестных фотографий Джона Леннона и Йоко Оно открылась сегодня в Московском музее современного искусства. Это кадры знаменитой постельной акции протеста Джона и Йоко против войны во Вьетнаме. Фотографии сделал в 1969 году голландский фотограф Нико Костер, и почти сразу их потерял.

Выставка неизвестных фотографий Джона Леннона и Йоко Оно открылась сегодня в Московском музее современного искусства. Это кадры знаменитой постельной акции протеста Джона и Йоко против войны во Вьетнаме. Фотографии сделал в 1969 году голландский фотограф Нико Костер, и почти сразу их потерял. Чем продолжилась эта история, расскажет корреспондент радио "Вести ФМ" Павел Гайков.

1969 год - флауа пауа, хиппи, первый человек на Луне, вывод американских войск из Вьетнама, Твигги, "Битлз" и "Роллинг Стоунз" - золотой год в истории. Но для голландского фотографа Нико Костера долгое время это была дата величайшей трагедии в его жизни. Ведь как же так, главная газета Голландии "Де Телеграф" отправила его на крайне ответственное задание - заснять, как в 902 номере отеля "Хилтон" в своей кровати протестуют против войны во Вьетнаме Джон Леннон и Йоко Оно. А Нико взял и все кадры потерял, рассказывает сокуратор выставки в Музее современных искусств Наталья Сергеенко: "В 69 году Нико Костер, молодой совсем фотограф, был гостем этого номера, поснимал и совершенно случайно сунул негативы этих фотографий в фотоальбом своей новорожденной дочери, которая родилась тоже в этом же году, и поэтому его жизнь в это время была довольно суматошной и сумбурной. Все было перепутано. Он даже и не надеялся их найти. И только в прошлом году, совершенно случайно, его дочь Николь, которой вот сейчас 40 лет, собственно, легко посчитать, она нашла в своем детской фотоальбоме эти негативы и спросила: "Папа, не это ли ты искал так долго и терпеливо?".

В 69 Джон Леннон был уже кумиром миллионов, но на этих черно-белых кадрах он - в уютных домашних одеждах, среди беспорядка гостиничного номера и неубранных тарелок, в кровати с гитарой и взлохмаченной Йоко. Фотограф Нико Костер рассказывает, что для него эта съемка в отеле стала кульминацией 60-х: "Я получал удовольствие от того, что делал, и, думаю, это видно по фотографиям. Видите, они все абсолютно неформальные, я не искал каких-то специальных пауз, не ловил моментов, просто снимал".

Эти 20 черно-белых фотографии не просто эпизод из жизни Джона Леннона. Они - как окна в далекий легендарный 69-й. Об этом рассуждает директор музея современного искусства Василий Церетели.

"Там есть фотография, где "Кэмпбелл", вот суп "Кэмпбелл", он очень символизировал в то время эту эпоху 60-х. И мы видим это в других художниках, работах. А здесь он стоит прямо на столе. И что осталось время, это важно. Потому что каждый может сфотографировать по-своему, но вот то, что он сфотографировал так, и показана эпоха и время, оно осталось, вот это уже искусство и талант, и быть надо фотографом с большой буквы.

Чтобы эпоха стала еще более выпуклой, авторы выставки подготовили краткий экскурс в тот год - перечисление основных событий, лиц, картин, книг, пластинок и фильмов, чем занималось человечество, пока Джон Леннон протестовал в постели. Дух 69-го в Московском музее современного искусства только ближайшие две недели.