Поехать в отпуск во время самоизоляции


Елена Наумова


Елена Наумова


Елена Наумова


Фото: Мария Свешникова

Поклонники Венской оперы принципиально не покупают билеты в партер и заранее. Они утверждают, что идти надо только на стоячие места. Но на них никогда не продают билетов заранее: только день в день. Причем каждый, кто хочет попасть на спектакль, должен стоять сам.

В эти дни должен был начаться мой отпуск, запланированный и распланированный еще полгода назад. Отпуск долгожданный и плавно переходящий в интересную и важную командировку.

Конечно наблюдая из изоляции как один за другим отменяются рейсы всех авиакомпаний мира, как закрываются границы, я еще в марте поняла, что никуда не еду, тем не менее, когда подошел день вылета, накрыло. Да так, что плакать хотелось от жалости к себе.

А вечером подруга звонит, спрашивает как здоровье — сейчас все первым делом друг друга о здоровье спрашивают. После чего со свойственным ей оптимизмом начинает рассказывать, что она сейчас путешествует.

- Куда же ты поехала? — Спрашиваю на всякий случай очень аккуратно — вдруг у человека от стресса случилось помутнение рассудка.

- А помнишь, я на награждение должна была лететь в Англию? Через несколько стран: мы с тобой планировали встретиться в Вене. Так вот, я сейчас в Амстердаме.

Я уже давно перестала сомневаться в возможностях Лены Наумовой. Вдвоем с мужем Василием Смирновым они создали отдельный мир, который назвали "Учма музейная": организовали и постоянно развивают в небольшом селе Учма под Угличем несколько музеев. С одним из этих проектов Лена оказалась в лауреатах международного конкурса, куда,судя по всему, они и поехала.

Лена, я знаю это, может все. Но есть нюанс. Вернее, несколько. Во-первых, самолеты не летают — даже ради таких людей отказываются подниматься в воздух. Во-вторых, границы закрыты. Отели тоже не очень-то принимают, машину в аренду не взять...

- Мы составили план. Сегодня я включила Арсению (сыну) фильм "Вокруг света за 80 дней", а они, представляешь, как раз в Голландии оказались, куда мы первым делом прилетаем...

Дальше мне самым подробным образом была изложена программа посещения тех мест, куда Лена собиралась попасть до официально церемонии.

Тут я задумалась.

Фильм пересматривать не хотелось, да и не помню, если честно, побывал ли его главный герой Филеас Фогг в Австрии, но я-то вполне могу оказаться там. А позже переместиться в Париж. Главное — следовать маршруту, составленному перед поездкой.

Первый день в Вене. Я заселяюсь в апартаменты рядом с Музейным кварталом. Здесь сразу три интересных музея: Музей современного искусства фонда Людвига (MUMOK), Музей Леопольда и венский Кунстхалле. Не уверена, что пойду в один из них, хотя теперь это возможно, благодаря открытым on-line экскурсиям, а вот на спектакле Венского фестиваля побываю обязательно. Причем на любом, какой будет показан в один из вечеров — туда всегда привозят самые интересные мировые постановки.

Любопытно и просто походить по кварталу. Очень люблю это место, где события происходят, кажется круглосуточно. Выставки, перфомансы, фестивали музыки самых неожиданных жанров, молодежные рестораны, где, впрочем, не смотрят косо на гостей любого возраста. Но все это я оставлю на вечер. Кстати, в ночи есть возможность совершить прогулку по центру города — до него пешком минут 10.

Пока же... Каждый раз, оказываясь в Вене я с трудом выбираю, в какой из музеев не пойти. Один день надо обязательно посвятить Бельведеру. Да хотя бы сегодня. Ежедневно в 15 часов на своей странице в Facebook (запрещена в РФ) Бельведер проводит виртуальную экскурсию по музею. Потом погуляю по саду — у них растут дивные розы, которые сейчас в полном расцвете сил. Ну, я пошла!

Четверг 30 апреля будет посвящен Венской опере. Я подгадала специально. На сайте Венской государственной оперы в этот день дают "Троянцев" Гектора Берлиоза. За дирижерским пультом будет стоять знаменитый француз Ален Альтиноглу. В главных ролях Анна Катерина Антоначчи, Брэндон Йованович, Джойс ДиДонато — известная своим лирико-колоратурным меццо-сопрано.

Вы удивляетесь, что на Оперу я отдаю отдельный день? Сейчас я расскажу вам о национальном австрийском музыкальном аттракционе, и вы сразу все поймете. Называется это немного неприлично "пойти на стоячку". Дело в том, что завзятые поклонники классической музыки и Венской оперы принципиально не покупают билеты в партер и заранее. Они утверждают, что идти надо только на стоячие места.

Но на них никогда не продают билетов заранее: только день в день. Прийти надо часа в 4. Причем каждый, кто хочет попасть на спектакль, должен стоять сам: два билеты в одни руки не продают, вознаграждение ждет каждого отстоявшего. Выйти из очереди тоже нельзя, только если ее потерять.

Стоять придется долго: лишь за полчаса до начала спектакля открывается окошечко кассы, билетер мгновенно раздает билеты. Ему надо только сказать два. Или четыре. Это цена билета — два или четыре евро. Конечно, за четыре можно оказаться поближе к сцене, но, эксперты "стоячки" утверждают, что самый лучший звук именно там, куда билеты стоят два евро. А в том, что они и правда эксперты, можно не сомневаться: большинство ходит в Оперу десятилетиями, и за эти годы они послушали музыку с любой возможной точки.

Не успев прийти в себя от стояния, обладатели счастливого билета неожиданно оказываются в руках типичного ефрейтора в юбке: зычным голосом эта грозная дама отдает резкие команды и велит всем построится парами. Сначала она всех ведет в раздевалку, потом проводит в стоячие ряды. Набиваться положено плотно и одному друг за другом, никакие вольности в стиле "поменяться местами" не предусмотрены. Наконец, ефрейтор вас оставляет, и вы, привязав к столбику платочек, шикарный шарф, или дорогущий галстук (любую личную вещь, означающую, что вы свое место "застолбили"), можете быть свободны и ходить по всему зданию Венской оперы наравне с остальными гостями.

Рекомендую зайти в буфет и быстро потратить раза в 4 больше, чем стоил билет, на шампанское и превкусные пирожные. Впрочем, уже и звонок — пора вернуться к местам на стоячке. И вместе со всем театром долго аплодируя, кричать восторженно "бис" на самых ярких моментах.Возможно кто-то из артистов соизволит повторить свою арию — здесь регулярно такое случается.

После этого — согласно собственному графику — я непременно загляну на сайт венского Естественно-исторического музея, где выложены 100 главных шедевров музея. Пойду с удовольствием, ведь там хранятся настоящие шедевры.

Почему не в один день с Бельведером или с Оперой? Так ведь главное правило хорошего отдыха — не больше одного значимого мероприятия в день. Иначе быстро устаешь и не воспринимаешь правильно полученную информацию.

Еще один день оставлен на дворец Шенбрунн. Но не в главный музей, к его имперскому величию я отношусь спокойно. Зато сбоку, справа от центрального входа, есть сравнительно небольшое сооружение. Это Венский музей императорских карет Вагенбург. Пожалуй, это один из самых восхитительных выставочных залов, где мне приходилось бывать. Никогда бы не подумала, что музей карет может настолько захватить и увлечь. Но ведь только здесь можно увидеть как выглядели зимние сани императорской семьи или личные средства передвижения маленьких принцев и принцесс.

Отдельное место в музее отведено самой любимой (или, по крайней мере, самой известной) принцессе Австрии Елизавете Баварской — Сисси. Хотите посмотреть карету, расписанную Рубенсом, в которой Сисси ехала в день своей свадьбы с императором Францем Иосифом I или полюбоваться на портреты 25-ти ее лошадей? А на платья принцессы? Завершает экспозицию похоронный экипаж, на котором тело убитой принцессы доставили в Австрию из Швейцарии.

Что же еще? Возможно я приготовлю себе венский шницель или яблочный штрудель. А может выпью айншпеннер (фирменный напиток из кофе со сливками, с добавлением сахарной пудры) с бухтелем (булочки с разными начинками), которые непременно подают в кафе Гавелка. Вот уж куда надо обязательно заглянуть, чтобы понять Вену.

Вам будут рассказывать, что здесь непременно надо побывать, поскольку это артистическое кафе, оплот туризма. А вы заглянете и увидите старые колченогие стулья, потертые афиши на стенах, не слишком хорошую мебель, немодных официантов... И, ничего не поняв в этом гвалте, уйдете, пожав плечами.

Сделайте так. Закажите кофе. Закройте глаза. Слушайте! Слушайте как отходит время, как оно отматывается потихоньку назад. Не сдаваясь сразу, но уходит... до 1939-го года, когда молоджены Леопольд и Жозефина Гавелка открыли на этом месте небольшое кафе.

Представьте, как они создавали модный антураж, как хотели, чтобы всем было уютно и тепло у их печки, как подбирали свое простое, но особое меню. Ценили и любили своих гостей. Всех, не только именитых. Каждый день Жозефина пекла сладкие бухтели, а ее муж продавал их, и наливал гостям кофе или пиво. Йозефина умерла в 2005 году, Леопольда не стало через 6 лет — ему исполнилось ровно сто лет. Сегодня кафе владеет их сын Гюнтер, здесь же работает третье поколение Гавелка. Печку они сменили на кофемашину, но все остальное будет таким же как при их родителях. Откройте глаза, попробуйте на вкус и запах настоящее, непреходящее и неменяющееся.

А мне тем временем пора собирать чемодан и отправляться в Париж. Впрочем, возможно вы захотите путешествовать не со мной, а с моей Леной? Завтра она окажется в Лондоне, в Королевском национальном театре, где будут давать одну из самых знаменитых постановок Дэнни Бойла "Франкенштейна" с Джонни Ли Миллером и Бенедиктом Камбербэтчем в главных ролях.

Но можно не ехать так далеко, а затеряться в Учемских лесах на виртуальной экскурсии "Диалоги с лесом и рекой", которую проводят Василий Смирнов и Елена Наумова. В прошлом году они отсняли много материала и теперь, наконец, смонтировали небольшие фильмы, чтобы оставаясь дома мы могли послушать шум леса, голоса птиц, журчание воды.

Простые вещи.