Винтокрылые Мили

В эти дни отмечается 100-летие со дня рождения выдающегося авиаконструктора – Михаила Леонтьевича Миля. Под его руководством получили "путевку в небо" девять типов серийных вертолетов. Сегодня вертолеты "Ми"- самые массовые гражданские и военные винтокрылые машины мира.

В эти дни отмечается 100-летие со дня рождения выдающегося авиаконструктора – Михаила Леонтьевича Миля. Под его руководством получили "путевку в небо" девять типов серийных вертолетов. Сегодня вертолеты "Ми"- самые массовые гражданские и военные винтокрылые машины мира.

Нарциссы, яблоки, вновь нарциссы – видна рука мастера. Это для души, а для дела – вертолеты. Автор Михаил Миль – конструктор, давший имя винтокрылым машинам марки "Ми". Столетие со дня его рождения отмечают в эти дни. "Он очень хорошо рисовал. Это его рисунки акварельные, которые он делал для дачи", – рассказывает Елена Миль, дочь Михаила Миля

Она вспоминает, что отец с детства прививал любовь к искусству, сам играл на фортепиано, устраивал выставки живописи прямо у себя на заводе. Физик и лирик, Миль привнес новое видение в конструирование летательных аппаратов. "То, что он прекрасно рисовал, давало ему возможность творчества. И его вертолеты – считается, что они красивые", – говорит дочь конструктора.

История знает примеры: художник Леонардо да Винчи тоже был изобретателем летательных аппаратов. Миль начинал с эскиза. Вот, например, апрель 64-го. Миль пишет: "Последняя задача – убедиться, что для перевозки танков (хотя никто толком не знает, зачем их возить и куда?) годится Миль". И ниже рисунок – то, что могло стать вертолетом Ми-12, и то, что в итоге им стало.

А вот главный конструктор уже в опытном вертолете. Ми-12 до сих пор – самый большой. "Очень интересный вертолет, и его аналогов нет в мире. Вся эта поперечная схема, она известна, но она дополнена крыльями обратной стреловидности", – поясняет Елена Миль.

В серию гигант не пошел. Таких глобальных, под стать размерам, задач просто не нашлось. Хотя это скорее исключение. Миль был одним из самых успешных конструкторов: из 11 разработанных им типов вертолетов девять выпускались серийно.

Вот тоже из "неизданного": смелый эксперимент В-7 – двигатели на лопастях! И это, представить только, 1962 год.

Но все знают Миля по тем вертолетам, которые были потом. Их до сих пор успешно эксплуатируют. Рабочая лошадка Ми-8, суровый боец Ми-24 или новое поколение – Ми-28. Миль не дожил до его первого полета. Однако сама идея постройки боевого вертолета принадлежит именно ему.

"Когда мы занялись специальным боевым вертолетом атакующим, мы больше всего рассматривали опыт боевых действий в Афганистане. И задачей номер один, исходя из этого опыта, было обеспечение безопасности эксплуатации этой машины и повышение боевой живучести", – вспоминает Алексей Самусенко, генеральный конструктор ОАО "Московский вертолетный завод им. М.Л.Миля".

В сравнении с "крокодилом" Ми-24, "ночной охотник" Ми-28 – более грозное оружие. Больше управляемых ракет, лучше ищет цели, защищен от радиоперехватов, но главное – Ми-28 спасает жизни летчиков. "Здесь добавили больше защищенности экипажа, забронировали остекление кабины, изменили конструкцию шасси, которая теперь принимает основную нагрузку при аварийной посадке", – отмечает Владимир Кутанин, летчик-испытатель ОАО "Московский вертолетный завод им. М.Л. Миля". Он может упасть с 10-метровой высоты, и летчик останется невредимым. Вертолет оценили в войсках, только что закончились госиспытания.

А завод, носящий имя Миля, продолжает выпускать десятки машин ежегодно. Теперь милевская фирма вместе с предприятием имени другого великого конструктора, Камова, работает в объединении "Вертолеты России".

"У каждой школы есть своя самобытность: у школы Миля, у школы Камова. Поэтому у нас есть все возможности, чтобы эти две школы сосуществовали вместе, конкурировали на уровне идей", – подчеркивает Игорь Пшеничный, заместитель генерального директора ОАО "Вертолеты России".

Новые идеи и новые вертолеты. Они наверняка будут сделаны в духе Миля – красивыми. И их жизнь окажется такой же долгой, как у вертолетов, которые нарисовал конструктор Михаил Леонтьевич Миль. "Михаил Леонтьевич говорил, что вот если столько лет прошло, а машина летает, и я смотрю на нее в воздухе, а она мне нравится, значит, она была сделана правильно", – резюмирует Елена Миль.