В Санкт-Петербург прибыло французское десантное судно "Мистраль"

На Балтийском флоте сегодня ожидают прибытия французского десантного вертолетоносца "Мистраль". В Санкт-Петербурге он пробудет в течение двух дней. Этот заход непосредственно связан с намерением ВМФ России купить у Франции готовый корабль, а также приобрести лицензию на строительство судов подобного типа на отечественных заводах. Корреспондент радио "Вести ФМ" Инесса Алексеева - подробнее о корабле, который вызвал такой интерес российских военных моряков.

Крупный боевой корабль водоизмещением свыше 21 тысячи тонн и скоростью полного хода больше 18 узлов - "Мистраль" - способен принять на борт целый батальон морпехов, причем с вооружением и припасами. Вертолетная группа корабля включает 16 машин. Шесть из них может одновременно размещаться на взлетной палубе. Ни в СССР, ни в России не было и нет кораблей этого класса, замечает директор Центр анализа стратегий и технологий Руслан Пухов.

"В настоящий момент в России есть на вооружении один авианосец "Адмирал Кузнецов". Но это очень старый корабль, он часто находится в ремонте и может выполнять свои боевые функции лишь ограниченно. В частности у него не работает основной радар, поэтому, когда он идет в боевой поход, он является наполовину "слепым" и его должен сопровождать какой-нибудь эсминец. Поэтому называть "Адмирал Кузнецов" полноценной боевой единицей невозможно. Возможно, это является одной из мотиваций, почему Минобороны решило закупить вертолетоносец "Мистраль" и несколько лицензий для строительства подобных судов на российских верфях", - считает Пухов.

Командование ВМФ планирует закупить у Франции для российского флота один вертолетоносец и лицензии на строительство четырех подобных кораблей. Главный редактор журнала "Национальная оборона" Игорь Коротченко поясняет, что для этого в России есть несколько площадок.

"В России есть мощная производственная площадка - это "Севмаш" в Архангельской области, которая способна строить корабли такого водоизмещения. Теоретически такая постройка возможна на верфях завода в Санкт-Петербурга. Это площадки, где могут быть развернуты работы по лицензии", - поясняет Коротченко.

Планируется, что в России вертолетоносцы будут базироваться на Северном и Тихоокеанском флотах. У самих французов на вооружении два таких судна, строительство еще одного пока не завершено. Но одно дело Франция, для которой важно обозначать свое военно-морское присутствие на подконтрольных островах в Мировом океане и осуществлять частую переброску морской пехоты, а другое дело - Россия, замечает Игорь Коротченко.

"Вопрос заключается в том, где Россия сможет использовать эти корабли. Помимо Черного моря и возобновления в том или ином виде локального конфликта, я, откровенно говоря, не могу себе представить практического применения данного типа кораблей. Особенно учитывая то обстоятельство, что системы и стандарты НАТО, которые реализуются при производстве данного типа кораблей, они полностью несовместимы со всей системой тылового и берегового базирования кораблей ВМФ России", - рассказывает Коротченко.


Кроме того, как подчеркивает эксперт, если мы решим купить иностранный военный корабль, то на многие годы привяжем себя к определенной системе его технического обслуживания, - "Жизненный цикл корабля такого класса будет составлять как минимум два-три десятка лет. Это означает, что на 20-30 лет мы привязываем себя к Франции по вопросам поставки запчастей, проведения ремонта. Если французы будут его строить, то, очевидно, и ремонтировать корабль мы тоже будем на французских верфях".

С этой точкой зрения согласен и директор Центр анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. По его словам, в России нет соответствующей инфраструктуры для эксплуатации кораблей подобного класса.

"Как известно, судьба всех больших кораблей, исключая "Адмирала Кузнецова", который и так базируется на судоремонтном заводе под Мурманском, была плачевна. Ни советский, ни российский флот не способен был обеспечить их грамотную эксплуатацию. Поэтому многие из них гнили на рейде, выбили свой ресурс и были порезаны на иголки. Поэтому есть риск, что заграничную "игрушку", такую, как "Мистраль", сломают еще быстрее, чем российский крупнотоннажный корабль. В результате деньги будут выброшены на ветер", - считает Пухов.

Эксперты уверены, прежде чем заключать подобную сделку, необходимо тщательно взвесить все "за" и "против". По данным французских СМИ, стоимость вертолетоносца "Мистраль" - от 400 до 500 миллионов евро.
 

Сегодня