ВВС России отказались от отечественных беспилотников

Главнокомандующий ВВС России, генерал-полковник Александр Зелин отказывается принимать на вооружение беспилотные летательные аппараты отечественного производства. По его словам, разработанные российской промышленностью беспилотники не удовлетворяют Вооруженные силы.

Главнокомандующий ВВС России, генерал-полковник Александр Зелин отказывается принимать на вооружение беспилотные летательные аппараты отечественного производства. По его словам, разработанные российской промышленностью беспилотники не удовлетворяют Вооруженные силы "ни по скорости, ни по высотности, ни по разрешающей способности установленной на них аппаратуры". Подробности в материале корреспондента радио "Вести ФМ" Сергея Ткачука.

Серьезно задуматься об оснащении российской армии современными беспилотными летательными аппаратами заставила война в Южной Осетии. Результаты испытаний военных категорически не удовлетворили - ни один из разработанных беспилотников не выполнил в полной мере поставленных задач. В отличие от грузинских военных, применявших беспилотники израильского производства, российские войска действовали практически вслепую.

Имеющийся на вооружении российских военных беспилотный парк безнадежно устарел. Аппараты "Пчела-1" (КБ Яковлева) разработаны в 80-е годы, "Стриж" и "Рейс" (КБ Туполева) - еще раньше - в 70-е. На разработку новых моделей Минобороны выделило 1 миллиард рублей. Этим занимаются десятки компаний, в том числе корпорации МиГ, "Иркут", "Вертолеты России", компания "Транзас", концерн "Вега". Однако, к сожалению, отвечающего всем требованиям военных беспилотника так и не появилось, говорит заместитель ответственного редактора газеты "Независимое военное обозрение" Виктор Литовкин.

"Беспилотник - это часть разведывательно-ударного комплекса. Это летательный аппарат, который может улететь на дальность 20-30 километров, обнаружить цели, передать данные конкретные координаты на вычислительную систему, вычислительная система на огневое средство и одновременно наносится удар. Вот таких беспилотников у нашей страны нет. И наша страна очень сильно запоздала с созданием таких беспилотников. Те, которые у нас есть, они не выдерживают требований, которые предъявляет к ним современный бой", - поясняет Литовкин.

Перед Минобороны встала дилемма: либо ждать полноценного отечественного беспилотника, либо купить их за рубежом. В последнем случае задача повышения боеспособности решается сразу, но возникает опасность попасть в зависимость. Положиться полностью на иностранные самолеты и таким образом поставить под удар российскую авиационную отрасль.

В этом году Россия все же закупила у Израиля три беспилотника. Сумма сделки составила около 50 миллионов долларов. Но сделано это было в основном для того, что бы обучить российских специалистов (это входит в стоимость контракта). Воевать же, если придется, мы будем своими самолетами, говорят военные. Армии необходимо до 100 беспилотников различного типа.

В настоящее время на вооружение российской армии поставляются самолеты "Типчак" концерна "Вега". Они используются для разведки. Ударных же беспилотников российского производства в армии нет.

Но в этом году на авиасалоне МАКС-2009 впервые был представлен ударный беспилотник "Дозор-600". Его создали конструкторы компании "Транзас".
Этот самолет имеет массу 640 килограммов, максимальную скорость 210 километров в час, практический потолок 7,5 тысяч метров, дальность полета - более 3,5 тысяч километров. Он способен нести более 120 килограммов полезной нагрузки в виде различного высокоточного оружия и оставаться в воздухе до 24 часов. Это первый современный отечественный беспилотный самолет в классе большой дальности. Он соответствует лучшим мировым стандартам и в скором времени может поступить на вооружение российской армии.