Алкогольная мафия. Расследование "Вестей недели"

В прошлое воскресенье на телеканале "Россия" прошло громкое расследование Бориса Соболева "Бутлегеры" – о многомиллиардном бизнесе алкогольной мафии: как километрами воруют акцизные марки, разливают "левую" водку и поставляют на прилавки. "Вести недели" представляют новое расследование – "Змеевик".

В прошлое воскресенье на телеканале "Россия" прошло громкое расследование Бориса Соболева – "Бутлегеры" – о многомиллиардном бизнесе алкогольной мафии: как километрами воруют акцизные марки, разливают "левую" водку и поставляют – не только в палатки, а на прилавки известных и уважаемых торговых сетей. Как такое возможно? "Вести недели" представляют новое расследование – "Змеевик".

До предлагаемого "Росалкоголем" введения минимальной цены на водку – 89 рублей за бутылку – для алкогольного рынка это ультиматум.

ОМОН и так через день кладёт жуликов лицом в бетон. Но контрафактного алкоголя не становится меньше – его становится больше. Масштабы организованного воровства сравнимы с расходными статьями бюджета.

"Ежегодно государство на производстве нелегальной продукции, продукции с "левым" акцизом, теряет около 100 миллиардов рублей, это 22 миллиона пенсий российских пенсионеров или бюджет нескольких крупных регионов", – сообщает директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз.

Низшая ступень алкогольной мафии. Мытищинская ярмарка, на которой контрафакт изымают вагонами, спустя 15 минут после очередного милицейского рейда. Бутылку водки предлагают по 35 рублей, говорят, есть, сколько угодно. Чистая уголовщина! Одна акцизная марка стоит 38 рублей! К тому же на этикетке и на марке – разные названия и производители. То есть и марка ворованная, и бутылка выпущена нелегально.

Разыскиваем завод, который так беззастенчиво лазит в карман государства. На этикетке значится адрес некой фирмы "Берёзка". "Её давно нет, её не существует уже два года", – рассказывают местные.

Гигантская плодоовощная база. По бывшему адресу "Берёзки" – торговля бананами. Но, по словам охранника, водку до сих пор льют в здешних подвалах. Впрочем, можно открыто купить хоть вагон водки любой известной марки вообще без акцизов.

"Я вам могу сделать водку самую дешёвую по 25 рублей, – говорит продавец. – Заводская водка будет, "ГАЗель" заберёте, коробок 150".

Средний опт – вторая ступень теневой империи. Действительно, связаны с заводами. Отсюда – и нереально низкая цена. Для эксперимента используем то, что было изъято у оптовиков оперативниками: этикетка – 3 рубля, пробка – 4 рубля, спирт технический – 6 рублей и бутылка – 4 рубля, итого – 17.

Пробка, бутылка, этикетка – настоящие, заводские, ни одна экспертиза не признает подделки. Что же касается акцизной марки – она вообще пустая, можно наносить любые данные и смело ставить бутылку на прилавок.

"Левак" виден сразу – по цене 60-70 рублей. Даже при себестоимости в 17 рублей, плюс акциз 38, плюс НДС и наценка – легальная водка, с которой государству уплачены все сборы, не может быть в рознице ниже 90 рублей ни при каких условиях. Экспертиза подтвердила – это контрафакт.

"Первоначальные реквизиты, объём, серия, номер – всё смыто, и на новое место нанесены новые реквизиты и литраж", – поясняет эксперт-криминалист МВД РФ Сергей Мамонтов.

Масштабные махинации с акцизом – это уже тайный, миллиардный бизнес самих "водочных королей".

"У нас водка дешёвая по 24 рубля, водка с нормальной маркой, можешь в супермаркетах продавать, как хочешь", – рекламирует товар делец.

Кабарда. Вполне легальные заводы – один, второй, третий...

"Без акциза – пожалуйста, сделаю миллион каждые 10 дней. Без криминала", – обещает директор спиртзавода "Виконика" Михаил Шидаков.

Каждая ёмкость с водкой или спиртом, выходящая с конвейера, должна регистрироваться в системе учёта ЕГАИС, что и удостоверяется госмаркой. Это в теории. На самом же деле самая массовая схема – "неучтёнку" гонят, просто взломав электронику.

"Взломать программу ЕГАИС можно, и, к сожалению, сами ее разработчики продают и схемы взлома", – рассказывает член комитета Госдумы РФ по экономической политике и предпринимательству Виктор Звагельский.

Все рынки и базы в Кабардино-Балкарии и Осетии забиты безакцизным спиртным, отсюда же его везут в Москву. "Частные спиртзаводы загружены на 30-40%, структуры, производящие суперприбыльную продукцию, если реально посмотреть, то они загружены на полную катушку", – говорит аудитор Счетной палаты РФ Сергей Агапцов.

Вторая схема ещё проще – воровство акцизных марок. По расчётам "Гознака", где они выпускаются, из четырех миллиардов марок, напечатанных в 2008 году, расхитили и не оплатили едва ли не половину.

"Если какой-то алкогольный производитель заявляет, что он будет работать в три смены и ему нужно три миллиона акцизных марок, а потом сообщает, что он использовал один миллион, а два миллиона у него сгорело при пожаре на складе, то формально предъявить ему претензии невозможно, – констатирует генеральный директор ФГУП "Гознак" Аркадий Трачук. – А потом мы узнаём, что они появились в другом регионе".

Только в Кабарду за прошлый год акцизных рулонов ушло на 12 миллиардов рублей, а реальных сборов в казну поступило лишь 750 миллионов. Выгоднее – только печатать деньги.

"У нас со склада "Пшеничную" мы отдавали по 34 рубля", – это выдержка из переговоров в московском офисе кабардинского завода "Велес". Сходу предлагают цену на водку с якобы легальной маркой ниже стоимости самого акциза. "Прикрыть" сделку предлагают липовыми накладными.

"Вы можете принять к расчёту цифру 51, а потом реально получить свою разницу – либо продуктом, либо деньгами", – предлагает торговец.

В респектабельной московской фирме "Развитие" предложили провернуть ровно такую же махинацию, да ещё и с "чёрным" налом. "Водочные короли" не боятся никого и ничего. "У нас достаточно серьёзный административный ресурс. Как только возникает ситуация – решаем сразу", – заверяют бизнесмены.

Если Госдума одобрит введение минимальной цены на водку, время "Ч" – 1 января 2010 года. 2 января в магазины, на базы и рынки войдут ревизоры, аудиторы и милиция.

Между тем, как сообщил в интервью нашей программе первый вице-премьер Виктор Зубков, рынок алкоголя в России должен быть упорядочен к 1 июля будущего года. По его словам, правительство планирует не только ужесточить лицензирование и перевозку спирта, но и ограничить места торговли алкоголем.