Киберсквоттеры в кириллической зоне: ванна "Кино" и сигареты "Стриптиз"

Скандал в Сети. Домен ".РФ" пытаются защитить от киберсквоттеров. Из-за сетевых спекулянтов регистрация имен временно приостановлена. Рекламные фирмы десятками регистрировали бренды, не имеющие никакого отношения к названиям сайтов. Так, появились ванны под маркой "Кино" и сигареты "Стриптиз".

Скандал в Сети. Домен ".РФ" пытаются защитить от киберсквоттеров. Из-за сетевых спекулянтов регистрация имен временно приостановлена. Резервировать имена в первую очередь имели право обладатели товарных знаков. И рекламные фирмы десятками регистрировали бренды, не имеющие никакого отношения к названиям сайтов. Так, появились ванны под маркой "кино" и сигареты "стриптиз".

Вот он, сетевой антигерой последних дней. Евгений придумал получить в Роспатенте охранные свидетельства на самые простые слова вроде "банк", "рублевка", "покер" и стать одним из первых обладателей одноименных кириллических сайтов. За это его в блогах уже неделю ругают киберсквоттером (что-то вроде спекулянта). Сам Евгений считает, просто вовремя разглядел коммерческую перспективу домена ".РФ".

"Понятие "киберсквоттер", скорее, относится к доменной индустрии, – говорит креативный директор брендинг-студии ЦЭТИС Евгений Якушев. – Мы занимаемся бизнесом, брендингом. Поэтому здесь о киберсквоттинге я бы не говорил".

"Невозможно подтвердить факт киберсквоттерства. Можно, конечно, предположить, что эти заявки сделаны с целью перепродажи. Но факта перепродажи не существует, и это пока остается на уровне фантазий и предположений", – поясняет директор Координационного центра национального домена сети Интернет Андрей Колесников.

Право внеочередной бесплатной регистрации русскоязычных имен сайтов Координационный центр предоставил госструктурам, а владельцам товарных знаков (при наличии охранных свидетельств) – за символические 1200 рублей. Но кто же мог представить в качестве брендов слова "футбол", "туризм", "кино" или мечтал когда-либо получить патент на "секс"?

Зарегистрировать простой, яркий, популярный адрес в латинской доменной зоне ".RU" стоит сегодня от нескольких десятков тысяч рублей до нескольких миллионов. В кириллическом ".РФ" цены еще никто не назначал, но порядок цифр представить можно. Выходит, запатентовать "секс", "банк", "туризм" или "недвижимость" и зарегистрировать их всего за 1200 рублей выгодно не только потенциальным киберсквоттерам, но и вполне добросовестным бизнесменам.

Объемы экономии станут ясны не раньше мая, когда домен ".РФ" начнет работать. Пока же траты на патент – это, минимум, госпошлина 22,5 тысячи рублей и, при желании, еще 40 тысяч – официальная плата за ускоренное оформление. Эксперт по авторскому праву Максим Лабзин выяснил: документы, на основе которых поданы нашумевшие заявки на кириллические сайты, Роспатент оформил именно в срочном порядке.

Фирма обратилась за свидетельствами весной сразу после объявления правил приоритетной регистрации доменных имен. Готовы бумаги были в октябре, то есть ровно за месяц до начала приема заявок на домен ".РФ". "Становится очевидно, что целью регистрации товарных знаков было получение таких доменных имен, которые потом будут пользоваться успехом и, наверное, иметь большую стоимость", – говорит патентный поверенный Максим Лабзин.

Евгений Якушев на вопрос, для чего покупал права на доменные имена – для производства или на перепродажу, отвечает: "Исключительно производить. Никакой речи о перепродаже не идет, и мы сейчас не думаем даже, не собираемся".

В феврале Евгений обещает удивить Россию кожаными сумками марки "Секс" (патент выдан именно на названия чемоданов). Слово "банк", если смотреть в патент, – это марка зонтиков, "кино" – это ванны и водонагреватели, "кредит" – кружева и рюши для одежды. Только Евгений сможет назвать свою студию звукозаписи "сантехникой" (зарегистрировал же для этого товарный знак). Кроме того, "Стриптиз" – это оригинальное название сигарет, а "Хостинг", "Знакомства" и "Коттедж" – марки крепкого алкоголя. Фирма Евгения – обладатель 18 подобных креативных брендов.

В Российской гильдии риелторов удивляются: несколько лет назад Роспатент запретил компании, работающей в недвижимости, регистрировать в качестве фирменного наименования слово "недвижимость". А сейчас вдруг это чужая торговая марка. "Недвижимость – это общеупотребимое слово. Его нельзя регистрировать. Каким образом был получен патент? Ну, здравый смысл где?" – спрашивает вице-президент Российской гильдии риелторов Юрий Карамаликов.

Интересно, что отсутствие здравого смысла в данном случае закону не противоречит. Но Координационный центр национального домена сейчас пытается оградить Рунет от новых подобных недоразумений.

"В частности, можно применить специальные нормы, которые запрещают смену администратора, владельца для того, чтобы нельзя было это дело перепродать. Существует несколько вариантов, которые наши специалисты сейчас внимательно рассматривают", – рассказывает Андрей Колесников.

Прием приоритетных заявок на русскоязычные имена сайтов тем временем продолжается. Только регистраторы стали требовать точную дату выдачи свидетельства о товарном знаке. Доменные имена на льготных условиях обещают давать не тому, кто первым запросит адрес сайта, а тому, кто раньше получил в Роспатенте охранные документы.