Вечер памяти Альфреда Шнитке

На вечере памяти Альфреда Шнитке выступили музыканты, которым композитор посвящал свои произведения. Шнитке прошел тернистый путь от композитора-новатора до хрестоматийного классика-авангарда.

На вечере памяти Альфреда Шнитке выступили музыканты, которым композитор посвящал свои произведения.

Альфред Шнитке прошел тернистый путь от композитора-новатора до хрестоматийного классика-авангарда. Сегодня он признан не только в родном отечестве, но и во всем мире. А полвека назад его новаторскую музыку многие не принимали, о произведениях говорили как о музыкальной математике.

"Только голого математического расчета у него вообще нет. Всегда там есть эмоциональное состояние. Это не просто сухой математический расчет", – говорит народная артистка СССР, виолончелистка Наталия Гутман.

"Его произведения начинаются с ассоциаций на музыку барокко, потом эта музыка разрушается экспрессионистическими звуками", – считает народный артист СССР, дирижер Саулюс Сондецкис. Он познакомился со Шнитке, когда работал над его первым "Кончерто гроссо" (буквально "большой концерт").

"Здесь в Большом зале Консерватории в апреле 1977 года это произведение принесло большой успех Шнитке, потом мы поехали в Западную Германию, Австрию", – рассказал Сондецкис.

Народная артистка СССР Наталья Гутман познакомилась с Альфредом Шнитке в профессорском буфете Консерватории, вместе стояли в очереди за пирожками. Спустя несколько лет Шнитке подарил ей свою сонату. Она говорит: "Я даже не заикалась, чтобы мне какое-то сочинение писали, он подумал, что я может быть обиделась, в это время, когда он писал сочинение для Олега, он вдруг мне подарил сонату, которая теперь номер один, в последствии он написал для Ростроповича вторую сонату".

Для Натальи Гутман и ее супруга Олега Кагана написано еще одно сочинение Шнитке – "Кончерто гроссо" №2. Премьера была в Берлине. Теперь это произведение Гутман исполняет вместе со своим сыном.

Пианистке Виктории Любицкой так и не удалось познакомиться с Альфредом Шнитке. Концерт для фортепиано и струнного оркестра, который она исполняет, Шнитке когда-то хотел вычеркнуть из своего наследия, посчитав его неудачей. Саулюс Сондецкис был среди тех, кто уговорил композитора не делать этого.

"Когда играешь это, погружаешься в такие глубины и поднимаешься на такие высоты, это не просто погружение в жизнь со всеми ее пиками, падениями, вознесениями – это какое-то фантастическое состояние", – говорит пианистка Виктория Любицкая.

Его сочинения для публики когда-то были "запретным плодом", перчаткой, брошенной в лицо музыке соцреализма. Сегодня не иметь в репертуаре произведений Шнитке для исполнителей почти что моветон.