Торопецкая икона может вернуться в Русский музей

Икона "Богоматери Торопецкой" была доставлена из Русского музея Санкт-Петербурга в подмосковный поселок Княжье озеро. Просьба о временной передаче святыни из музея в недавно построенный храм стала поводом для бурных дискуссий.

Икона "Богоматери Торопецкой" была доставлена из Русского музея Санкт-Петербурга в подмосковный поселок Княжье озеро. Просьба о временной передаче святыни из музея в недавно построенный храм стала поводом для бурных дискуссий: РПЦ и Министерство культуры поддержали просьбу застройщика подмосковного поселка - мецената Сергея Шмакова, а сотрудники Русского музея и их коллеги-искусствоведы выступили против, ссылаясь на ветхое состояние иконы. В ситуации разбиралась обозреватель радио "Вести ФМ" Анна Кочарова.

Икону "Богоматери Торопецкой" перевезли из Санкт-Петербурга в Подмосковье в ночь со среды на четверг. Вся информация о времени транспортировки держалась в секрете в целях безопасности. Но после того как святыню доставили по новому адресу пребывания, директор Русского музея Владимир Гусев рассказал, что везли икону в специальном музейном автомобиле, в котором поддерживается необходимая влажность и температура. Музейных работников, прежде всего, беспокоит вопрос сохранности иконы в новых условиях. Владимира Гусева волнует и другая проблема: споры о временной передаче иконы для богослужений в новый храм в какой-то степени раскололи общество. Директор Русского музея предлагает такой вариант: "Если у верующих возникает потребность прикоснуться, приложиться к какой-то иконе, то и исторически так сложилось, что она находится в Русском музее, то у Русского музея есть Михайловский замок, где есть церковь архистратига Михаила. Мы можем сделать ее (икону) для совместного пользования музеем и церковью".

Владимир Гусев вспоминает и подобную ситуацию с Третьяковской галереей, где находится знаменитая "Троица" Рублева - не только уникальный артефакт, но и религиозная святыня.

"Нам важно посмотреть, есть ли готовность к таким компромиссам. Потому что у Третьяковской галереи такая церковь есть, и есть в этой церкви икона - "Троица". И все равно, вы знаете, этого мало. А давайте потащим ее в Троице-Сергиеву Лавру, именно там к ней надо приложиться. И опять возникает напряжение", - считает Гусев.

Икона Торопецкой Божьей Матери повторяет иконографический тип XII века, но специалисты датируют ее XIV и считают работой псковского мастера. Икону связывают и с именем Александра Невского, который, согласно легенде, получил ее в качестве подарка на свадьбу. До 20-х годов прошлого века образ хранился в Торопецком храме. После революции икону переместили в местный краеведческий музей, позже - в Русский музей. Последние 70 лет она хранилась в запасниках. Заместитель директора Русского музея Евгения Петрова, что "в музее сочли нецелесообразным выдачу этой иконы из-за ее состояния и уникальности, однако, учитывая просьбу патриарха и подчиняясь Министерству культуры, вынуждены выдать икону".

Между тем, масла в огонь подлили и сообщения в прессе: икона якобы может и вовсе не вернуться в Русский музей, а после пребывания в подмосковном храме оказаться в Торопецком храме, где и находилась до революции. Но подобную информацию категорически опровергают в Министерстве культуры. Да и директор Русского музея Владимир Гусев подчеркивает, что все стороны пошли на компромисс и икона в любом случае должна вернуться в музей. Пока, по словам Гусева, определены сроки пребывания Торопецкой Богоматери в подмосковном храме Александра Невского - это полгода. Правда, если условия хранения окажутся несоответствующими, то, по словам директора Русского музея, икона должна будет вернуться в музей.