Пожарная безопасность доходит не до всех. Эфир программы "Скажите прямо"

Жертвами страшного пожара в Перми в клубе "Хромая лошадь" стали 118 человек. Этот пожар стал одним из самых крупных в новейшей истории России. Кто виноват и что делать? Это и многое другое в эфире радиостанции "Вести ФМ" Анатолий Кузичев и Дмитрий Щугорев обсудили со своим гостем и слушателями.

Жертвами страшного пожара в Перми в клубе "Хромая лошадь" стали 118 человек. Более 100 человек находятся в клиниках Москвы, Петербурга и Челябинска. Этот пожар стал одним из самых крупных в новейшей истории России. Кто виноват? И как добиться от россиян выполнения самых элементарных правил и норм противопожарной безопасности? Это и многое другое в эфире радиостанции "Вести ФМ" Анатолий Кузичев и Дмитрий Щугорев обсудили со своим гостем и слушателями.

 

МЧС "стоит на ушах"

Кузичев: Мы приветствуем в студии радиостанции "Вести ФМ" Александра Романовича Абаева, заместителя начальника Управления государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по городу Москве. Александр Романович, добрый день.

Абаев: Добрый день.

Щугорев: В студии, кроме него, находится мой коллега Анатолий Кузичев, и я – Дмитрий Щугорев. Говорим мы, напомню, о противопожарной безопасности, о том, насколько это стало актуально. К сожалению, только после того, как в Перми произошла страшная трагедия. Немного напомню такой страшный факт – из 250 человек, которые находились в то время в клубе, уцелеть и выйти без каких-либо повреждений смогли лишь единицы. Такой вот пугающий и совершенно возмутительный факт.

Кузичев: И естественно, велико искушение начать говорить о том, что эта страшная трагедия, страшный пожар, а результат его стал возможен благодаря тому, что нерадивые владельцы этого заведения нерадиво относились к требованиям пожарной безопасности. Все сложнее, как мне представляется. Да, кстати, я хочу Александру Романовичу сказать спасибо за то, что выбрал время и зашел к нам, потому что "МЧС по Москве на ушах стоит".

Абаев: Я бы не сказал, что на ушах. Но принимаются очень серьезные меры. Причем, меры экстренного характера. Наряду с тем, что нами уже была составлена определенная плановая работа. 4 декабря мы провели заседание комиссии по чрезвычайным ситуациям города Москвы с участием всех органов исполнительной власти, были разработаны превентивные меры по профилактике предупреждения гибели, травмирования людей не только на объектах развлекательной сферы, но и на объектах образовательной отрасли, здравоохранения. И в особенности в жилом секторе. Поэтому этот трагический случай в первую очередь заставил нас обратить внимание, и мы начали проверки уже со вчерашнего вечера этих всех заведений с участием органов прокуратуры.

Кузичев: Александр Иванович, но ведь всякие нормативны, всякие проверки, о них легенды слагаются в народе по поводу этих пожарных проверок, какие они жесткие, какие они драконовские и так далее. То есть они же всегда были. В чем как бы новость после этого пожара?

Абаев: Вы знаете, во-первых, сейчас идет следствие. Результаты следствия, наверное, будут известны широкому кругу общественности. Поэтому сейчас какие-то выводы и предположения мне бы строить не хотелось бы. Почему? Потому что окончательный результат будет, естественно, проанализирован, будут сделаны соответствующие выводы. Я знаю, что готовятся очень серьезные изменения в законодательстве в области ужесточения спроса, ответственности к нарушителям требованиям пожарной безопасности, но и ряд других мер, которые должны быть приняты в самое ближайшее время. Мы об этом все узнаем.

 

Помогая бизнесу, мы мешаем безопасности

Абаев: Вы знаете, у нас есть очень хороший закон - закон "О пожарной безопасности" в РФ. Этот закон был принят в 1994 году с учетом изменений, которые происходили в нашем обществе, вносились соответствующие коррективы, он менялся, он делался с учетом требований сегодняшнего дня. И я бы хотел бы напомнить, есть 37 статья этого федерального закона "О пожарной безопасности", где персональную ответственность за обеспечение пожарной безопасности несет руководитель организации, в частности собственник этого объекта. То есть, если он организует мероприятия, он обязан все это соблюсти. А органы контрольные, надзорные органы обязаны с определенной периодичностью приходить, проверять.

Кузичев: Не чаще раз в год приходить, если я правильно понимаю.

Абаев: Ну, в отношении юридических лиц. Средний и малый бизнес, к сожалению, проверки не чаще одного раза в три года.

Кузичев: Один раз в три года даже.

Абаев: Да.

Щугорев: А это мешает? Вот именно эта забота о малом и среднем бизнесе, чтобы не чаще чем раз в год, именно МЧС.

Абаев: Вы знаете, сложно делать мне сейчас вот эти выводы.

Кузичев: Почему, взять статистику и сравнить.

Абаев: По статистике, да, действительно, количество проверок снизилось в отношении среднего, малого бизнеса.

Кузичев: Количество пожаров в это время?

Абаев: А количество пожаров? Не так, как говорится, давно введен этот закон, он вступил в силу в этом году. Поэтому, естественно, мы это проанализируем. Мы занимаемся статистикой, мониторинг мы проводим ежемесячно. Практически за квартал мы докладываем соответствующие аналитические материалы не только в наши подведомственные органы, в органы исполнительной власти, в органы внутренних дел, то есть все владеют. Статистика у нас, кстати, размещена на нашем сайте МЧС в разделе "Главное управление по Москве", вы можете ознакомиться - подробнейшие анализы. Вы можете увидеть, посмотреть, там все предельно ясно. Но по поводу того, что сроки мешают или не мешают, таково законодательство на сегодняшний день. Я думаю, что в отношении этих объектов с массовым пребыванием людей, как мы говорим, наверное, будут внесены какие-то коррективы.

Щугорев: А вот лично, по-вашему, как часто такие места нужно мониторить?

Абаев: Мы мониторим всю пожарную безопасность столицы.

Щугорев: Как часто к ним нужно приходить и смотреть?

Абаев: Нет, надо проверять. Мы не путаем мониторинг-статистику и проверку.

Кузчиев: Понятно, что забота о малом и среднем бизнесе, чтобы избавить его от регулярных, назойливых, тяжелых проверок, но мы пытаемся понять, насколько помогая малому и среднему бизнесу, насколько мы мешаем пожарной безопасности? Вопрос именно в этом.


Идеология противопожарной безопасности

Кузичев: Правильно я понимаю, Александр Романович, что в новейшей истории России это вообще самый страшный пожар? Не было ничего подобного?

Абаев: Самый страшный пожар, впервые этот пожар произошел - и количество погибших превысило рубеж в 100 человек.

Кузичев: Соответственно, есть смысл поговорить. Понятно, что свои выводы сделает суд, понятно, что всех виновных определит именно суд и назначит меру ответственности и так далее. Все понятно, но и из ваших слов тоже следует, что до любых выводов суда - это повод очень серьезным образом задуматься не только о локальном выполнении или невыполнении норм пожарных, но и об идеологии, об идеологии нашей противопожарной безопасности. Может, где-то есть изъян, может где-то что-то не то.

Абаев: Ну, вы знаете, это существует, мониторим мы эту ситуацию. Вот цифры такие, к примеру: ежегодно, в период зимних праздников, в России происходят сотни пожаров от пиротехники. Но в Москве немножко получше, от использования пиротехники за последние 5 лет зарегистрировано 42 пожара, в которых погибло 5 человек. Непосредственно от пиротехники. Но каждый год, как только приближаются любые праздники, в том числе и новогодние и рождественские, мы ориентируем на это внимание наших государственных инспекторов. Вот у нас очень серьезная операция по отработке всех торговых точек, которые реализуют пиротехническую продукцию.
 

"Горячий" Новый год

Абаев: Самое главное, я хотел как раз в этот период новогодний - определиться с ним. Мы берем данные органов здравоохранения, цифры такие, я на память скажу, 2007 год - у нас 96 пострадавших от пиротехники (не пожаров) в Москве. Из них было 60 детей. 2008 год - динамика, обратите внимание, 65 человек, детей 30. И в прошлом году - 32, а детей уменьшилось втрое. То есть, в общем-то, превентивные меры проводятся в Москве, идет разъяснительная работа очень большая, нам помогает в этом Департамент образования в школах, в детских садах, с родителями, на производстве, в учебных заведениях, то есть работа ведется по разъяснению. Соответствующие баннеры идут, соответствующие заставки, статьи готовятся. Но это не до всех, к сожалению, доходит. И тут встречи с населением - помогают нам органы исполнительной власти Москвы, управы организуют сходы товариществ собственников жилья, старших по домам, по подъездам. Идет целая кампания. Мы ее не прекращаем, мы ее наращиваем с каждым годом. Буквально сейчас я к вам приехал в студию из Главного управления внутренних дел по городу Москве. Готовим мы совместный приказ, он уже практически готов, осталось подписать нашим руководителям. Намечен комплекс мероприятий надзорно-профилактических особенно в жилом секторе по проверке граждан, которые отнесены к группе риска, проживают в квартирах. Ну, здесь и общественность должна нам помогать.

Кузичев: А кто это такие - граждане группы риска? Алкоголики, тунеядцы?

Абаев: Ну, будем говорить так, асоциальный образ жизни которые ведут. Если мы будем расшифровывать, то категория может увеличиться – от наркомана и кончая алкоголиком. Поэтому будет отработка вестись на плановой основе, будет совместные планы разработаны. Будем обращать внимание на те заведения развлекательного характера, которые у нас уже зарезервированы, как правило, уже практически все к мероприятиям. Ну, естественно, те места, где будут проводиться массовые новогодние традиционные мероприятия федерального значения – Кремлевская елка, это Патриаршая елка, "Лужники", "Олимпийский", где скопление зрителей превышает 10000 человек, вы понимаете, что за цифра. То есть там будет и соответствующие пожарные наряды в круглосуточном режиме находиться, будет подтягиваться техника. Они будут, как мы говорим, чтобы было понятно, усилены дополнительными людьми. То есть мы не отдыхаем в новогодние праздники.


Полностью беседу о пожарной безопасности слушайте в аудиофайле.