Авиакомпании не одобрили новые штрафы за пьянство на борту

Госдума в третьем, окончательном чтении приняла в среду решение увеличить штраф за распитие авиапассажирами спиртного на борту самолета с 500 до 700 рублей.

Госдума в третьем, окончательном чтении приняла в среду решение увеличить штраф за распитие авиапассажирами спиртного на борту самолета с 500 до 700 рублей. Как сообщили "Интерфакс" представители туристического рынка, эта мера неэффективна и не соответствует размеру моральных и материальных потерь для авиаперевозчика и самих пассажиров.

Злоупотребление спиртным остается серьезной проблемой российских пассажирских авиаперевозок на протяжении нескольких лет. Особенно остро она стоит перед крупнейшими чартерными туристическими перевозчиками, в меньшей степени - на внутренних линиях. В компании "ВИМ-Авиа", констатировали тот факт, что к сожалению, для многих российских туристов начало отпуска традиционно связано с потреблением большого количества алкоголя. 

"Часто они приезжают в аэропорт уже в состоянии алкогольного опьянения, а даже небольшая доля алкоголя может непредсказуемо изменить поведение пассажира. Например, в 2008 году было зафиксировано около 30 случаев агрессивного поведения нетрезвых пассажиров, злоупотребивших алкоголем. От них пострадали не только другие пассажиры, особенно дети, которых в высокий сезон всегда много, но и наша авиакомпания, персонал которой был вынужден унимать пьяных туристов", - рассказал представитель авиакомпании. Туристы также недовольны, ведь на борту самолета, где есть хотя бы один нетрезвый пассажир, никто не застрахован от драк, нецензурных выражений и прочих нарушений общественного порядка. По словам генерального директора туркомпании "Капитал Тур" Инны Бельтюковой, пьянство на борту - не безобидный вопрос.

"Пьяный на борту - это реальная угроза безопасности полета. Надо повысить штрафы и разработать комплексные меры, способные реально бороться с подобным злом. К примеру, отсев подобных пассажиров нужно делать еще до посадки в самолет. Ужесточить наказания для пассажиров, которые, находясь в состоянии алкогольного опьянения, создают проблемы как другим пассажирам, так и экипажу. К сожалению, категорически запретить продажу спиртного невозможно, да это, может быть, и не совсем правильно. Но мы на стороне партнеров-авиаперевозчиков, ужесточающих самостоятельно требования по данному вопросу. Так поступила авиакомпания "Трансаэро", отменившая продажу алкоголя на своих рейсах, как внутренних, так и международных", - сказала она.

"ВИМ-Авиа" также еще в 2007 г. выступила с инициативой ограничить употребление алкогольных напитков на борту самолетов - в частности, на чартерных рейсах авиакомпании. На фоне таких настроений, как считают участники рынка, повышение штрафа за распитие алкоголя на борту самолета с 500 до 700 рублей, которое было принято в среду, погоды не делает.

"Конечно, это - несерьезная сумма для такого штрафа, особенно если учесть, что речь идет о безопасности полета. Те, кого хотят наказать такими деньгами, на спиртное тратят в три-четыре раза больше", - сказала координатор авиакомпаний Air Berlin и Niki в России Елена Аржанова.

Глава аналитической службы портала "Авиапорт" Олег Пантелеев также полагает, что одобренное Госдумой увеличение штрафа на деле ничего не меняет.

"Если бы был принят реально большой штраф, бьющий по карману, можно было бы рассчитывать на какой-то эффект. Такой штраф служил бы барьером, а при нынешнем штрафе нарушителям по-прежнему ничто особенно не угрожает", - сказал он агентству.

Правда, как заметил собеседник, в решении Госдумы сказано, что за нарушение законных указаний командира нарушители могут быть оштрафованы от 2 до 5 тысяч рублей.

"Однако эта мера - опосредованная, не такая прямая, как штраф, - пояснил Олег Пантелеев. - Она требует от командира дополнительных шагов, усилий, к тому же степень нарушения его указаний всегда можно оспорить в суде".

В авиакомпании "ВИМ-Авиа" также уверены, что размер ответственности граждан за нарушение норм поведения, угрожающих безопасности полетов, не сопоставим с размером моральных и материальных потерь для авиаперевозчика и других пассажиров.

"С точки зрения нашей авиакомпании, предлагаемые санкции в размере от 2 до 5 тысяч рублей совершенно не эффективны, если сопоставить эту сумму как со стоимостью авиаперевозки, так и с возможными убытками, которые может понести авиакомпания в результате действий пассажира в состоянии алкогольного опьянения или наркотического опьянения", - пояснили в пресс-службе перевозчика.

По словам президента консалтинговой группы "Инфомост" Бориса Рыбака, принятый Госдумой закон об увеличении ответственности авиапассажиров за распитие спиртного в самолете, "загоняет проблему в угол".

Представители туристической и авиаиндустрии разочарованы. Тем более, что и авиакомпании, и магазины дьюти-фри, и аэропорты в массе своей были готовы пойти на самоограничение, чтобы искоренить это зло", - сказал он.

"Даже в случае десятикратного увеличения эффект мог бы быть не мгновенным, а от нынешнего закона вообще не будет никакого толку, - добавил он. - Это фактически та же сумма, которую надо платить за то, что вы не пристегнули ремней в своем автомобиле, однако реальный ущерб в случае пьяных пассажиров на борту с этим нарушением сопоставить никак нельзя". По словам Рыбака, это решение особенно странно смотрится на том фоне, что в большинстве развитых стран законодательство крайне сурово по отношению к таким нарушителям. Например, в США штраф за распитие может достигать $10 тыс. с последующей уголовной ответственностью, вплоть до тюрьмы.