"Народный гараж" превратился в сомнительный бизнес

"Народный гараж" обворовали на миллионы рублей. Чиновников, отвечавших за строительство недорогих многоуровневых стоянок, подозревают в хищении денег, выделенных на этот проект. Сомнение вызвали махинации с экспертизой земельных участков под новые гаражи.

"Народный гараж" обворовали на миллионы рублей. Чиновников, отвечавших за строительство недорогих многоуровневых стоянок, подозревают в хищении денег, выделенных на этот проект. Сомнение вызвали махинации с экспертизой земельных участков под новые гаражи. Ее стоимость была завышена в несколько раз, а расходы бюджета только за год выросли с 13 до 109 миллионов рублей. При этом сама программа строительства паркингов уже несколько лет вызывает неоднозначные отклики. Столичным властям так и не удалось достичь главной цели - сделать гаражи доступными для всех. Сейчас их стоимость достигает трехсот пятидесяти тысяч рублей. О том, как обещания чиновников обернулись уголовным делом - материал корреспондента радио "Вести ФМ" Николая Осипова.

Осипов: Социальный проект превратился в бизнес с сомнительной репутацией. Под следствием сразу два крупных чиновника: руководитель Департамента дорожно-мостового и инженерного строительства Москвы Александр Левченко и бывший первый замруководителя Департамента градостроительной политики, развития и реконструкции Константин Королевский.

В свое время они курировали масштабную программу "Народных гаражей", которую без особых успехов столичные власти пытались продвинуть в Москве. Ее главный принцип - автовладелец сам оплачивает возведение дешевого машиноместа, а город подбирает и оформляет земельный участок. Эконом-вариантом были и остаются многоуровневые парковки, которые, правда, отнюдь не стали дешевыми, а чиновники не переставали жаловаться, что поиск земли под строительство очень сложный и дорогой. Но они усердно искали, а в эпизодах следствия фигурирует история о странной экспертизе участков, которую безо всякого конкурса доверили компании "Управление экспериментальной застройки "Паркинг". Бюджет выделил более 100 миллионов рублей на работу экспертов, а обследование каждого участка обходилось в несколько сотен тысяч. Баснословные суммы, если учесть, что за год до этого на те же цели хватало 13 миллионов, а эксперты довольствовались 95 тысячами за каждый участок. Официальный представитель Следственного комитета Владимир Маркин рассказал о контракте с экспертной компанией, который и вызвал подозрения.

Маркин: Контракт был подписан Левченко, а обязанности по координации работы были возложены на Королевского. Работы сдавали в декабре 2006-го. Однако Левченко и Королевский, зная о выделении дополнительных средств, в нарушение закона продлили срок исполнения по контракту до декабря 2007 года, при этом стоимость обследования каждого участка возросла до 750 тысяч рублей, а общая стоимость достигла 109 млн рублей.

Осипов: Растраченные средства выделялись бюджетом специально на оформление земли под строительство. Чиновникам грозит обвинение в превышении полномочий. У следствия много вопросов относительно того, куда были потрачены деньги на "Народные гаражи".

Следствие проверяет информацию о том, что работы по контракту вообще не проводились, либо проводились ненадлежащим образом, так как субподрядные организации были зарегистрированы по утерянным паспортам, а средства переводились на счета оффшорных компаний за рубежом.

В департаменте, который возглавляет Александр Левченко, нам не смогли прояснить судьбу начальника, сказав, что сейчас он болен, и где находится, никто не знает. Поскольку Следственный комитет не сразу подтвердил, что представители городских властей попали под уголовное дело, в других столичных ведомствах долго считали эту историю недоразумением, как, например, зампред бюджетно-финансовой комиссии МГД Александр Милявский.

Милявский: Я этих людей лично знаю много лет, люди кристально чистые, скорее всего, это недоразумение.

Осипов: Несмотря на одобрительные характеристики в адрес Левченко и Королевского, курируемая ими программа особых успехов не имела. Ее изначальная идея - построить гараж, доступный каждому, так и не реализована.   Изначально стоимость каждого машиноместа оценивали не более чем в 100 тысяч рублей, обещали даже дешевле, но потом цены взлетели в несколько раз. Сейчас с каждого автовладельца берут по 350 тысяч, и говорят, что это еще дешево. Правда, их мало кто покупает, но бюджет осваивается вполне успешно. Так что, в отличие от депутата Милявского, другие эксперты уголовное дело ошибкой не считают. Президент компании "ХИРШ-Россия" Феликс Альберт говорит о типичной коррупции.

Альберт: Думаю, что здесь ничего не напутали, с точки зрения коррупционного, это гораздо более емкая вещь, чем жилье и земли под жилое строительство.

Осипов: Феликс Альберт не раз критиковал программу "Народный гараж". Она действительно вызывает непонимание у многих. Хотя бы по схеме финансирования. Идея заключалась вроде бы в том, чтобы автовладельцы платили небольшие деньги, а город помогал организовывать строительство. В итоге получились дорогие гаражи, плюс бюджетные затраты, которые здесь вообще не к месту. Общая стоимость такого дешевого гаража, если сложить затраты города и те 350 тысяч, которые за него платит покупатель, вообще превышает стоимость квадратного метра квартиры, подсчитывает Феликс Альберт.

Альберт: Это абсолютно дутый и нереальный проект. Мы с вами может пойти в гаражный кооператив и купить за 150, за 20 тысяч рублей, а нам предлагают за 350 тысяч какую-то открытую площадочку, это смешно.

Осипов: При все при этом "Народный гараж" из года в год продолжали активно рекламировать, а чиновники регулярно докладывали на совещаниях об успехах программы. Замечания по поводу непопулярности бетонных коробок для автомобилей пропускали мимо. Среди верных сторонников программы - московский депутат Александр Милявский, он продолжает отстаивать идею "Народного гаража", даже несмотря на то, что цена такой недвижимости уже давно далека от народной.

Кардинально решить эту программу можно, с одной стороны - разгрузив наши дворы и сделать нормальные парковки, с другой стороны - создав возможность покупать это по дешевой цене, в-третьих, город готов идти на социальную ипотеку, и четвертое - мы даем работу нашим строителям, чтобы поддержать их в кризисный год.

Строители, несомненно, благодарны городским властям за программу, хотя и они довольно часто жаловались на то, что им строить их невыгодно. Подряды еле окупаются, и из года в год стоимость "Народного гаража" росла, а бюджет продолжал спонсировать это, как уверяли столичные власти удачное   мероприятие. Освоение бюджетных денег в Москве всегда происходит быстро и масштабно. В следующем году обещано сдать еще порядка 140 тысяч машиномест.