Китай в стиле хай-тек

Китайская Народная Республика переориентирует свою экономику на хай-тек. Даже в условиях кризиса правительство Ху Цзиньтао изыскивает средства на масштабные проекты стоимостью в сотни миллиардов долларов.

Китайская Народная Республика переориентирует свою экономику на хай-тек. Даже в условиях кризиса правительство Ху Цзиньтао изыскивает средства на масштабные проекты стоимостью в сотни миллиардов долларов. Деньги для их реализации официальный Пекин планирует при необходимости занять у населения, побуждая его всячески повышать собственное благосостояние.

Глядя на столицу Китая с высоты птичьего полета, ни за что не догадаешься, что все это построено за какие-то десять лет. Самая броская примета современности – масштабные инфраструктурные проекты. Чтобы справиться с таким потоком транспорта, даже дорожная полиция вынуждена работать по-новому. Теперь главный постовой Пекина – это мощный суперкомпьютер. Двадцать две электронные системы круглосуточно наблюдают за столичными магистралями, регистрируя интенсивность движения, изменения погоды и перемещение постовых. Для этого каждого сотрудника ДПС снабдили спутниковым навигатором.

"Компьютер самостоятельно обнаруживает ДТП и сообщает на пульт дежурного. Оператору остается только щелкнуть мышкой на карте и запросить видео. Можете убедиться: система определила столкновение двух машин по изменению их скорости и траектории", – рассказывает заместитель начальника телеметрического центра дорожной полиции Пекина Чжан Гунхуэй.

Если на автомобильных трассах нарушение скоростного режима пресекается электронным полицейским, то железные дороги работают под девизом "Чем быстрее, тем лучше". Разработанный на основе зарубежных технологий китайский скоростной экспресс буквально летит со скоростью триста пятьдесят километров в час.

Крупнейший в Пекине Южный вокзал призван поражать воображение огромными масштабами и фантастическими скоростями. "Обслуживание лучше, чем в самолете" – обещает реклама скоростного поезда "Гармония". К тому же, это ненамного медленней. До ближайшего города – 28 минут. Едва успеваешь дочитать купленную на перроне газету.

Согласно подсчетам китайских экономистов, модернизация железных дорог будет завершена к 2020 году. К этому времени общая протяженность скоростных магистралей достигнет тринадцати тысяч километров. Плата за путевку в будущее – триста миллиардов долларов. Эту сумму даже в разгар кризиса правительство изыскало, рассчитывая при необходимости занять у населения.

Как ни странно, активнее других финансовый вклад в модернизацию Китая вносят пенсионеры. Только у них и есть время просиживать часами в биржевой конторе. Свои скромные сбережения пожилые китайцы смело пускают в оборот, тем самым финансируя дальнейший рост экономики. Разумеется, не без выгоды для себя. К успехам и неудачам здесь принято относиться философски. Народные инвестиции – это когда продаешь и покупаешь, не отрываясь от вязания.

"Поначалу я играла плохо и, в основном, теряла деньги. Но я училась у знающих людей и лет через пять стала понемногу зарабатывать, – говорит жительница Пекина Ван Ин. – Наука эта непростая. А главное – за ошибки приходится платить из своего кармана".

Переориентировать ресурсоемкое производство в сторону высокотехнологичных решений. Этот новый лозунг китайских реформаторов обращен, прежде всего, к малому бизнесу. Именно он должен стать главным научным двигателем страны. Десятки тысяч малых предприятий объединены в структуру из 53 технопарков. К их услугам – доступ к венчурным капиталам, налоговые каникулы и специально подготовленные кадры.

"В университетах Китая каждый студент имеет возможность бесплатно прослушать курс по основам бизнеса. Полученных знаний вполне хватает, чтобы начать свое дело. Это тоже часть государственной политики поддержки малых предприятий", – подчеркивает профессор Института экономики и управления университета ''Цинхуа'' Ли Цзиньлян.

Провозглашенный еще Дэн Сяопином экономический курс обещал Китаю сразу четыре модернизации – промышленности, сельского хозяйства, науки и обороны. Этот стратегический план, рассчитанный на десятилетия, Поднебесная планирует реализовать к середине XXI века. Предполагается, что к 2050 году в стране будет построено общество среднего достатка. Но это уже будет совсем другой Китай.