Дважды рожденному космонавту – 75

Его жизнь – сплошные тайны. Информация о падении из космоса долгие годы хранилась под грифом "секретно". О покушении тоже надо было молчать. А дальше – секретная подготовка по программе облета Луны на космическом корабле "Л-1". Дважды Герою Советского Союза, летчику-космонавту Борису Волынову – 75.

Жизнь этого человека – сплошные тайны. Информация о падении из космоса долгие годы хранилась под грифом "секретно". О покушении тоже надо было молчать. А дальше – секретная подготовка по программе облета Луны на космическом корабле "Л-1". Дважды Герою Советского Союза, летчику-космонавту Борису Волынову – 75.

Его поздравляют часто. Как признается сам Борис Волынов, – даже слишком: с полетом, с первой стыковкой, со вторым днем рождения. Поэтому настоящий день его рождения где-то затерялся среди праздничных дней. Говорить о том, сколько же ему "стукнуло", сам не желает. 75 – разве это возраст для столь юного душой человека.

- Дай Бог вам здоровья и хорошего настроения. Чтобы вас помнили. Мы вас помним всегда.
- Главное – человеческие отношения.

Его сложное детство, как и у многих мальчишек военных лет, закаляло характер. Судьба словно готовила к будущим космическим испытаниям, проверяла на прочность. "На глазах умирали люди от голода – тоже школа. По-другому стал ценить жизнь", – говорит летчик-космонавт Волынов.

А потом – летное училище и авиаполк. Он поднимал в небо экспериментальный МиГ-15. Волынов взлетал с поля, с совершенно неподготовленной полосы. Многое ему предстояло пройти впервые. Первый отряд космонавтов и первая стыковка на орбите.

"Никто еще не состыковывал два пилотируемых объекта, не удавалось. Ведь такая программа была запланирована в 1967 году, когда взлетал Владимир Комаров, но произошла катастрофа. Но программа была именно такой же. Она не была выполнена", – рассказывает Волынов.

Кому-то судьба – как попутный ветер в паруса, а ему – все время как встречный. Он дважды был на волоске от гибели: "Каждый раз, когда вспоминаешь, память возвращает обратно – ладошки становятся влажные".

Первое испытание баллистического спуска – так официально называлось возвращение корабля "Союз-5". Неофициально – падение. На огромной скорости спускаемый аппарат с Борисом Волыновым приближался к Земле.

Так за несколько лет до него погиб Владимир Комаров. Такой финал ожидал и его. "Он кувыркался вот так – "голова-ноги". И об Землю как меня шмякнул! Получил подарок, маленький сувенир – собственную жизнь", – вспоминает космонавт.

С сильнейшими ушибами, сломанными корнями зубов, но, главное, живой, Волынов вместе с другими космонавтами отправился в Кремль на встречу с Генеральным секретарем ЦК КПСС. Но и здесь судьба словно отвела. Космонавты попали под обстрел.

Покушение на Брежнева только чудом не обернулось новой трагедией. Это было в январе 1969. "Мы стояли в открытой машине, въезжали в Кремль. Началась стрельба. Стрелял от бедра с двух рук младший сержант в милицейской форме на территории Кремля", – уточняет Волынов.

Его жизнь – сплошные тайны. Информация о падении хранилась под грифом секретно, о покушении тоже надо было молчать. А дальше – секретная подготовка по программе облета Луны на космическом корабле "Л-1". И первое нештатное досрочное возвращение с орбиты из-за болезни одного из членов экипажа.

Но сейчас, словно наперекор судьбе, он улыбается всем трудностям широкой белоснежной улыбкой. И ни о чем в жизни не жалеет: "Радует одно – я ни перед кем не отвожу взгляда. Я всегда смотрю прямо в глаза. Еще не было ни одного человека, который меня в чем-либо упрекнул".