Спустя век "Русские сезоны" снова в Париже

В Париже в эти дни можно увидеть знаменитые дягилевские балеты - в тех же декорациях и постановке, что и ровно век назад! В парижской Гранд-опера - сенсационная премьера, приуроченная к празднованию столетнего юбилея "Русских сезонов". На сцене знаменитого зала - воссозданные заново четыре легендарных спектакля, с которых когда-то началась слава русского балетного искусства.

100-летний юбилей "Дягилевских сезонов" отмечают по всему миру. Уникальный синтез хореографии, музыки, сценографии и костюмов произвел настоящую революцию в искусстве. "Русские сезоны" в Париже оказали колоссальное влияние на западное искусство и задали тон мировому балету на несколько десятилетий вперед.Народный артист СССР Владимир Васильев напомнил: "Никто не предполагал, что в России может быть такое! Подняли чуть-чуть зановесочку - и увидели чудо! Так вот, тогда это чудо было для всей Европы!".

В XIX веке для России законодателями балетного стиля были французы. В XX веке ситуация изменилась с точностью до наоборот, После дягилевских гастролей русская балетная школа стала доминировать во Франции. Первые нашумевшие премьеры русских балетов состоялись в парижской Гранд. Сегодня театр отмечает столетие успеха проектом Ballets Russes. На сцене знаменитого зала Пале Гарнье будут восстановлены четыре спектакля Дягилева. Только на этот раз исполнителями будут французы.

Даже сегодня хореография легендарных постановок танцорам кажется сложной. Солист балета "Петрушка" танцовщик Бенджамин Пеш признает: "Положение ног немного непривычное - ломаные линии. Да еще некая безжизненность мимики - не погримасничаешь. Это довольно сложно!" Балет "Петрушка" - одна из самых известных и эпохальных постановок русской труппы. Ее премьера состоялась 1911 году. Эксперимент Дягилева - балет на русскую тематику. В том же году Тамара Карсавина и Вацлав Нижинский станцевали "Виденье розы" в декорациях и костюмах Леона Бакста. До сих пор концентрация имен-легенд вызывает трепет. Солист балета "Треуголка" танцовщик Жозе Мартинез уверен: "В тот момент возник какой-то сплав творчества разных людей, и это продолжает оставаться актуальным. Даже если те сюжеты сейчас были представлены иначе".

Жозе Мартинез будет танцевать в восстановленном балете "Треуголка" 1919-го года. Хореография Леонида Мясина. Тогда для усиления испанского колорита он предложил балеринам снять пуанты и танцевать в туфлях на каблуках. Новшество было воспринято зрителями на ура! А вот премьера балета "Послеполуденный отдых фавна" в 1912 году закончилась скандалом. Новую эстетику и необычную пластику в исполнении Нижинского зритель не принял. Только спустя годы эту постановку оценили. Для Дягилева было привычным делом - опережать время. Руководитель балетной труппы Гранд опера Бриджит Лефёвр считает: "Многие не хотели этого видеть. Он же предчувствовал и, кроме того, это форма свободы, где его собственный вкус, его собственная фантазия могли существовать".

Увидеть балеты такими, какими их видели парижане столетие назад, можно будет сегодня вечером в прямой трансляции на канале "Культура".

Сегодня