30 лет назад советские войска вошли в Афганистан

25 декабря исполняется 30 лет с момента ввода советских войск в Афганистан. Границу они пересекли в ночь на 25 декабря и начали продвижение в сторону Кабула. А уже через два дня "Альфа" штурмовала президентский дворец.

Сегодня исполняется 30 лет с момента ввода советских войск в Афганистан. Границу они пересекли в ночь на 25 декабря и начали продвижение в сторону Кабула. А уже через два дня "Альфа" штурмовала президентский дворец.

Единственная ведущая к дворцу Амина дорога-серпантин сегодня покрыта асфальтом. А вот сам Тадж-Бек уже десятилетия остается разрушенным.

Дворец, после вывода советских войск переживший десятки штурмов, и сейчас находится в окружении иностранных военных баз. Однако афганская армия всё-таки смогла вернуть дворец Амина без боя.

"После изгнания талибов во дворце Амина пытались закрепиться канадцы, но потом забросили это место. Сбежали по соображениям безопасности. Дворец как был, так и остался очень уязвимым. Это место легко обстреливается", – поясняет афганский военный Нигмамат.

Эта операция вошла в учебники всех спецслужб мира. Захват Тадж-Бека поручили группам "Альфа" и "Зенит". Они на бронетехнике должны были прорваться к дворцу. Для выполнения боевой задачи двигатели завели ровно в 19:30 по кабульскому времени, когда в радиоэфире прозвучало: "Шторм-333".

Наши силы были распределены на 2 кольца. Внутреннее, состоящее из бойцов "Альфы" и "Зенита", должно было сжиматься и, захватив дворец, уничтожить Амина. Задача внешнего была держать круговую оборону и никого не допустить на помощь охране дворца Тадж-Бек, которая более чем в 4 раза превосходила наши силы. Именно во внешнем кольце действовал мусульманский батальон. Переброшенный в Кабул, якобы, для усиления охраны дворца. Сформированное из узбеков, таджиков и туркменов подразделение было переодето в афганскую военную форму, а потому, внешне мало чем отличалось от охраны Хафизуллы Амина. Зенитные установки открыли по дворцу шквальный огонь и бэтээры со штурмовыми группами устремились вверх по серпантину.

"Моей группе надо было проехать с торца дворца, по узенькой дорожке подняться и довезти туда штурмовые группы. Любой ценой хотя бы одну группу подвести. Пулеметчики расстреляли посты охраны, которые были, и мы продвинулись. На серпантине был подбит мой БТР. Огонь был очень сильный", – вспоминает командир группы спецназа Рустам Турсункулов, штурмовавший в декабре 1979 года дворец Амина.

Все развивалось так стремительно, что первую помощь раненым, а таковыми в итоге стали практически все участники штурма, смогли оказать только после его окончания. Когда через 43 минуты после начала боя руководителю операцией генералу Дроздову по рации доложили: "Главному – конец". Эта надпись как раз на входе в то помещение, где Хафизулла Амин был прошит автоматной очередью. Пятеро погибших среди спецназа КГБ и семеро – в мусульманском батальоне. Им суждено было стать первыми в многотысячном списке. Пока эвакуировали раненых, начался ввод советских войск в Афганистан.

Сегодня генерал Валерий Востротин, стал героем Советского Союза в Афганистане ещё старшим лейтенантом. Как непосредственный участник ввода войск, говорит, 30 лет назад его необходимость была очевидна.

"Главная цель – не пустить туда американцев. А чтобы их не допустить, нужно занять их место там. А для этого нужно лояльное руководство. А Амин, к тому времени, уже посматривал на США. У нас были другие задачи – защитить безопасность своих границ", – объясняет командир роты ограниченного контингента советских войск в Афганистане Валерий Востротин.

И задачу эту, пусть и такой ценой, выполнили. По мнению многих экспертов, именно вторжение в Афганистан отсрочило распад Советского Союза не менее чем на 10 лет.