Еженедельная программа "Вести.net", 26 декабря

Это программа "Вести.net", заключительный регулярный выпуск уходящего года. О его итогах для Интернета – в отдельном выпуске. Одним из таких итогов можно считать оформление устойчивого страха перед российскими хакерами. Зачастую, страха сильно преувеличенного.

Это программа "Вести.net", заключительный регулярный выпуск уходящего года. О его итогах для Интернета – в отдельном выпуске. Одним из таких итогов можно считать оформление устойчивого страха перед российскими хакерами. Зачастую, страха сильно преувеличенного.

Русские хакеры становятся мировой киберугрозой. По крайней мере, так утверждают зарубежные онлайн-издания. Wall Street Journal, ссылаясь на неофициальные источники, сообщил, что ФБР расследует действия хакеров, которые похитили у клиентов Ситибанка десятки миллионов долларов.

Эта новость тут же разлетелась по информагентствам и новостным блогам. На то, что хакерский след ведет в Россию, по данным Wall Street Journal, указывает метод кражи – якобы, была использована программа, созданная неким русским хакером. Кроме того, опять же по информации издания, во время атаки на систему Ситибанка сетевую активность проявили компьютеры, расположенные по адресам, которые ранее использовались скандально известной группой Russian Business Network, о неуловимости которой в Интернете слагают легенды и популярность которой можно сравнить лишь с мифом о Летучем голландце.

Между тем, в Ситибанке отрицают, что их система подвергалась хакерским атакам и что компания понесла потери в десятки миллионов долларов. О том, что информация Wall Street Journal неверна, говорят и российские сетевые специалисты. Троянская программа Black Energy, с помощью которой, якобы, и были украдены банковские аккаунты клиентов Ситибанка, на самом деле раньше использовалась для организации DDoS-атак на интернет-магазины и банки в 2007-2008 году. Однако, троян лишь "заваливал" сайты, а вовсе не крал деньги. Более того, Black Energy, как "Вестям.net" сообщили в "Лаборатории Касперского", уже два года не поддерживается и реанимировать его для атаки на банк не было смысла.

"Информация, которую опубликовал WSJ, не имеет ничего общего с действительностью. У этой программы есть вполне конкретное предназначение. Для атаки на банки используются совсем другие программы. Если разберем ситуацию с Cитибанком, которая на самом деле ситуация с не с Cитибанком, а ситуация с торговой сетью 7-Eleven, то там тоже не использовалось никаких вредоносных программ для получения доступа к номерам кредитных карточек клиентов. Злоумышленники использовали уязвимость в веб-сайте, который существовал, и не пользовались никакими вирусами, чтобы все это провернуть", – сказал Александр Гостев, руководитель центра глобальных исследований и разработки "Лаборатории Касперского".

Похоже, журналисты WSJ запутались в фактах истории двух годичной давности. Она недавно упоминалась в прессе. Мексиканский хакер Альберто Гонзалез был обвинен в ряде краж данных кредитных карт, в том числе путём взлома сайта сети ночных магазинов 7-Eleven, что сделало возможным получить доступ к серверу, который обслуживал ситибанковские банкоматы этой сети. Но американским журналистам хватило и этого, чтобы свалить все шишки на русских хакеров и заявить о мировой угрозе с их стороны. Отечественные сетевые эксперты давно привыкли к таким страшилкам из-за границы.

"Так исторически сложилось. У нас в России достаточно большое число квалифицированных программистов, которым приходится таким образом, видимо, зарабатывать деньги. Преступным путем, конечно. Но так было всегда. На протяжении 10 лет Россия всегда находилась среди лидеров по производству вредоносных программ. И от этого никуда не уйти", – отметил Александр Гостев.

Опасаясь российских хакеров, многие как-то проспали появление иранских, которые, правда, специализируются вовсе не на воровстве с кредиток. О них еще пойдет речь в нашей программе, а пока – о новостях минувшей недели. Информационный фон, создаваемый выпусками теленовостей, по нашим собственным наблюдениям за телевизионным эфиром, выглядел следующим образом. Пятое место — взрыв на шахте "Естюнинская" в Нижнем Тагиле, где погибли 9 шахтеров. Строчкой выше – убийство священника Александра Филиппова. На третьем месте — интервью Дмитрия Медведева в прямом эфире трех российских телеканалов. Вторую позицию занимает подрыв мемориала в Кутаиси. Ну, а больше всего в теленовостях освещались морозы и снегопады в Москве и Европе.

А вот, что активнее всего искали пользователи Интернета. Рейтинг составлен компанией Google, измерявшей величину всплеска запросов к тем или иным темам. Пятерку замыкает начало эксплуатации нового поезда "Сапсан" на маршруте Москва – Санкт-Петербург и неполадки, выявленные в первые дни его работы. Четвертое место — итоги года от Дмитрия Медведева. На следующей позиции — "свиной" грипп, второй волны которого не исключают российские санитарные власти. Вторую строчку занимает подрыв памятника в Кутаиси. Лидер недели по всплеску пользовательских запросов — взрыв на шахте в Нижнем Тагиле.

В первой пятерке аналогичного рейтинга "Яндекса" есть только снос мемориала в Кутаиси. Остальные же позиции заняты событиями, которые связаны с кончиной разных известных людей.

Кстати, о "Яндексе", который теперь ищет в зависимости от географического положения того, кто отсылает ему запрос.

Поисковик номер один Рунета обновил свои алгоритмы, и теперь практически у каждого города есть свой персональный "Яндекс". Жители разных населенных пунктов, задав в окне поиска одно и то же слово, получат список, состоящий из разных сайтов.

"Задача поиска — дать хороший ответ на вопрос, и когда пользователь приходит, например, из региона Дальний Восток, у него одни и те же слова значат другое, чем в Москве. Фамилии губернаторов — свои, названия компаний — свои. И одноименные термины могут совершенно по-другому находиться", — пояснил руководитель отдела веб-поиска компании "Яндекс" Александр Садовский.

К тому же новый локализованный поиск "Яндекса" помогает избежать абсурдных ситуаций, когда пользователю из Тюмени, решившему заказать пиццу, предлагались компании, расположенные в Москве.

"Таких запросов в сумме достаточно много, в зависимости от региона их от 15 до 30%. И, соответственно, для того, чтобы обеспечить качественный ответ по этим запросам, требуется локализация до уровня городов", — рассказал Садовский.

Число городов, пользователи из которых могут получать локализованную выдачу, — 1250. На специализированных интернет-ресурсах эта цифра вызвала некоторое удивление — как не считай, а городов в нашей стране меньше.

Объяснение несостыковки оказалось простым. По словам Александра Садовского, основным критерием для выбора того или иного населенного пункта, был не размер его населения, а наличие местных сайтов. И если даже у поселка или села появится своя веб-страничка, у них будет и свой "Яндекс".

Среди запросов из разных городов и весей нередко можно встретить и такие, в которых ищут сетевые дневники известных людей. Компания Mail.Ru по нашей просьбе подготовила рейтинг блогеров, которых пользователи этого портала искали чаще других. Большой человек — радиоведущий и телекомментатор Василий Уткин – чуть-чуть не дотянул до пятерки. Он совсем немного проиграл хрупким, зато сразу пятерым девчушкам — коллективному блогу группы "Ранетки". На четвертом месте — дневник вратаря футбольной сборной России Игоря Акинфеева. Сильно оторвалась от преследователей тройка лидеров. Ее замыкает бывшая участница реалити-шоу "Дом-2" Алена Водонаева. Второе место занял блог известного радиоведущего Владимира Соловьева. Ну, а наибольшим спросом у посетителей Mail.Ru в уходящем году пользовался дневник президента России Дмитрия Медведева.

О персонах, интересных пользователям, мы сегодня еще поговорим, а пока об игроках интернет-рынка. Вот уже третью неделю подряд программа у нас получается со сквозным персонажем или главным героем. На прошлой неделе это была российская компания ДСТ, продолжившая экспансию на внешний рынок, еще раньше — Google, а сегодня — один из его активов – YouTube. Он укрепляет свою репутацию эдакой "тропинки к славе и успеху для неизвестных, но талантливых людей".

В Голливуд с помощью YouTube! Никому не известный режиссер из Уругвая Федерико Альварес получил контракт на "Фабрике грез" после того, как выложил в Интернет свою апокалиптическую короткометражку длительностью 4 минуты 48 секунд.

Главные герои ролика под названием "Приступ паники" – огромные боевые человекоподобные роботы – вторгаются в мирную столицу Уругвая Монтевидео, где крушат все на своем пути.

Это видео Альварес выложил в начале ноября: за 6 недель ролик собрал уже миллион 784 тысячи просмотров. Среди зрителей, очевидно, были и продюсеры Голливуда. На электронный адрес режиссера посыпались заманчивые предложения от ведущих американских кинокомпаний. В итоге Альварес выбрал студию Ghost House. Ее владелец – режиссер Сэм Рэйми, снявший "Зловещих мертвецов" и трилогию про "Человека-паука". Рэйми предложил уругвайцу зарплату в миллион долларов, в придачу дом и машину в Голливуде и 30-миллионный бюджет будущего фильма. При том, что затраты на съемку “Приступа Паники”, по словам автора, составили в 100 тысяч раз меньше – всего 300 долларов. Что, впрочем, не значит, что короткометражка делалась “на коленке”.

Альварес – ведущий сотрудник уругвайской студии “Апарато” и уже зарекомендовал себя на родине как автор не только короткометражных фильмов, но и нестандартных рекламных роликов. В обоих случаях Альварес использует эффект смешения реальной картинки и компьютерной графики. Прием, ставший уже традиционным, тем не менее, в Альваресе Голливуд, очевидно, увидел человека, способного удивить мир. Отметим, что это не первый случай, когда YouТube прокладывает дорогу в Голливуд. Фантастический фильм "Район № 9" тоже основан на короткометражке "Выжить в Йобурге". Ее автор Нил Бломкамп выложил ролик в Сеть, после чего и получил контракт на съемки полнометражной картины. А главная роль досталась снявшемуся еще в ютьюбовской версии Шарлто Копли, который и не думал делать актерскую карьеру.

Впрочем, иногда не нужно обладать и талантом. Главное — оказаться в нужное время в нужном месте с какой-нибудь камерой, пусть даже встроенной в мобильный телефон, а уж за сервисами для обнародования снятого не залежится.

Google пытается наладить отношения с традиционными СМИ. Новый сервис интернет-гиганта YouTube Direct должен стать связующим звеном между телеканалами, печатными СМИ и представителями "гражданской журналистики".

"Уже давно мы заметили, что на YouTube активно процветает гражданская журналистика. С другой стороны, СМИ, хотя и заинтересованы в этом дополнительном источнике информации, сами по себе меняются недостаточно быстро. Они, конечно, могут искать и находить на YouTube интересующие их клипы, но нет такого механизма, который бы объединял сообщество гражданских журналистов с одной стороны и представителей СМИ – с другой. Именно поэтому мы и придумали сервис YouTube Direct, который должен свести их воедино", – заявил Стив Гроув, руководитель отдела новостей и политики YouTube.

Как работает новая система? На сайте того или иного канала, газеты или журнала пользователи могут загружать снятые ими материалы, а редакторы издания после просмотра могут разместить их у себя на сайте или даже показать по ТВ. Одновременно с этим ролики будут появляться и на YouTube с обязательной ссылкой на источник информации.

С момента анонса сервиса прошел месяц, но уже более 600 потенциальных медийных партнеров во всем мире проявили свою заинтересованность. В России первой ласточкой должна стать газета "Известия", на сайте которой простые пользователи (они же гражданские журналисты) смогут размещать свое видео.

Несмотря на явную пользу, которые получают СМИ от такого сотрудничества, сам Google е не остается без барышей. Ведь рядом с видеороликами, продублированными на YouTube, может демонстрироваться реклама, доход от которой будет получать именно Google. Рекламной же выручкой видеохостинг будет делиться не со СМИ, а с авторами ролика.

Возможно, именно поэтому традиционные медиа стараются развивать подобные проекты самостоятельно и уже не первый год используют материалы, снятые не профессиональными репортерами, а обычными людьми. Первопроходцами этого своеобразного жанра стал телеканал CNN, запустивший свой проект iReport в 2006 году. В России же гражданская журналистика нашла дорогу на большой экран благодаря проекту телеканала "Вести" "Мобильный репортер". По мнению Google, подобные проекты не конкуренты YouTube Direct.

"Мы с большим оптимизмом относимся к идее сотрудничества с другими аналогичными проектами. Нам кажется, что YouTube со своей стороны может предложить выход на глобальную аудиторию. В России сейчас происходит много интересного в области гражданской журналистики. Я успел посмотреть сайт "Мобильного репортера", он произвел на меня очень хорошее впечатление. Там уже сейчас собраны прекрасные материалы. И здорово, что представлен блок, касающийся освещения природных катаклизмов и аварий. В нем гражданская журналистика может сыграть большую роль", – заявил Стив Гроув.

YouTube Direct – это не первая попытка Google предоставить простым пользователям возможность почувствовать себя настоящими журналистами. Ранее на базе видеохостинга был запущен специальный проект, который назывался Citizentube.

Несмотря на то, что проект был запущен несколько лет назад, особенную популярность он получил в июне этого года во время президентских выборов в Иране. Ведь именно на этом интернет-ресурсе выкладывались наиболее зрелищные ролики столкновений демонстрантов и полиции в Тегеране, снятые случайными свидетелями и непосредственными участниками событий.

Наряду с YouTube еще одной чрезвычайно серьезной идеологической угрозой в Иране считается Twitter. Поэтому неудивительно, что именно он стал мишенью иранских хакеров, о деятельности которых мы обещали рассказать в самом начале нашей программы.

Сайт популярного сервиса микроблогов Twitter взломан хакерами, назвавшими себя "Иранской кибер-армией". Об этом в пятницу сообщила американская телекомпания CNN.

По данным телекомпании, миллионы пользователей, при попытке зайти на сайт, могли видеть на экране зеленый флаг и надпись: "Этот сайт взломан Иранской кибер-армией".

Доступ к сайту был блокирован в течение часа, примерно с 5 до 6 часов утра по московскому времени. Затем ресурс возобновил работу в обычном режиме. Как сообщает "Интерфакс" со ссылкой на CNN, американской телекомпании не удалось получить комментарии от администрации сайта.

Хакеры на иранском флаге также оставили сообщение американскому правительству: "В США думают, что они контролируют Интернет, но это не так. Мы контролируем управление Интернетом. Поэтому не пытайтесь раздражать иранский народ".

Такие социальные сети, как Twitter и Facebook (запрещена в РФ), стали координационным центром для многих молодых иранцев во время июньских беспорядков в Тегеране, возникших после проведения в стране президентских выборов. Именно эти сети стали для иранской оппозиции "окном в мир", через которое они координировали действие своих сторонников и информировали о своем несогласии с результатами официального подсчета голосов.

Теперь — к персонам недели, рейтинг которых составила компания Google. Она отслеживает всплески запросов по именам. Последние недели были богаты на трагические события, поэтому в пятерке – всего один ныне живой человек. На пятом месте — Егор Гайдар, проститься с которым пришли 10 тысяч человек. Четвертую строчку занимает немецкий автогонщик Михаэль Шумахер, в очередной раз решивший вернуться в "Формулу-1". Далее — писатель Григорий Бакланов, который умер на минувшей неделе. Неожиданная и загадочная смерть американской актрисы Бриттани Мерфи поставила ее на вторую строчку рейтинга персон. А самый большой всплеск запросов был зафиксирован к имени Владимира Турчинского, в том числе и потому, что в день его похорон в Рунете появились изуродованные фотографии шоумена.

В отдельной программе мы еще подведем итоги года, а регулярные выпуски "Вести.net" ждут вас уже после каникул. Всем пока и с наступающим Новым годом!