Самолет-штурмовик превратили в теплоэлектростанцию

На днях в подмосковном Павловском Посаде запустили необычную теплоэлектростанцию. Энергию на этой ТЭЦ вырабатывают два двигателя от самолета Су-25, которых летчики называют "Грачами". Необычная ТЭЦ обеспечивает электроэнергией и горячей водой несколько микрорайонов города.

На днях в подмосковном Павловском Посаде запустили необычную теплоэлектростанцию. Энергию на этой ТЭЦ вырабатывают два двигателя от самолета Су-25, которых летчики называют "Грачами". Необычная ТЭЦ обеспечивает электроэнергией и горячей водой несколько микрорайонов города.

Его создавали в 70-е как самолет огневой поддержки сухопутных войск, штурмовик Су-25. "Грач", как называют самолет сами летчики, в боях слыл "летающим танком" – за толстую броню и необычайную живучесть. Его двигатели модели Р-13 могут выдержать прямое попадание 23-миллиметрвого снаряда. Выпускают их на Уфимском моторостроительном заводе, который входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию.

Теперь двигатели от "Грача" обогревают и снабжают электричеством подмосковных жителей. На днях в Павловском Посаде запустили теплоэлектростанцию. Энергию на этой ТЭЦ вырабатывают два двигателя от самолета Су-25. Подробнее рассказывает Вадим Коновалов – начальник ГТУ-ТЭЦ Павловского Посада: "Произошла адаптация этого двигателя к наземной электроэнергетике путем пристыковки силовой турбины и использования мощности авиационного двигателя".

На мирной службе силовой агрегат стал газовым. Две таких установки раскручивают валы генераторов – на выходе получается 16 мегаватт электроэнергии. Отработавшие газы не улетают в атмосферу, а нагревают котел.

"Это выступающий из дымовой трубы котел-утилизатор, где подогревается горячая вода дымовыми газами от газотурбинной установки", – поясняет Вадим Коновалов.

Электроэнергия и горячая вода идет на несколько микрорайонов. Две-три таких ТЭЦ могут полностью обеспечивать небольшой районный центр. В подтверждение этому – слова Николая Кузнецова – директора по промышленным установкам Объединенной двигателестроительной корпорации: "Вырабатывать только тепло или только электрическую энергию, наверное, с точки зрения коэффициента использования теплотворности топлива, неправильно. Коэффициент полезного действия на станциях, вырабатывающих одновременно тепло и электрическую энергию, так называемый когенерационный цикл, КПД можно получить намного выше, это где-то 60%".

Контролирует работу авиационных двигателей, или как говорят в энергетике, "газотурбинных установок", – нет, не летчик, а машинист. Для контроля работы станции довольно одного человека – за всем следит электроника. Если сильные морозы, какие были в эти дни, то на запуск дополнительного энергоблока уйдут минуты.

"Пуск паротурбинной установки занимает около суток, – продолжает Вадим Коновалов. – А здесь 10 минут. Выход на холостой ход и набор нагрузки – это еще 5-10 минут".

В Павловском Посаде вопрос дефицита тепла уже решен. Только в этом году по всей стране были запущены подобные станции, которые в сумме вырабатывают 480 мегаватт, это сравнимо с одной традиционной ТЭЦ. Но для ее постройки нужен десяток лет, а газотурбинная установка разворачивается за девять месяцев.

Ученые считают: если строить подобные станции, то через 10 лет можно будет экономить 20 миллионов тонн топлива ежегодно.

"На ТЭЦ на киловатт выработанной электрической энергии уходит порядка 500 граммов условного топлива, – сообщает Николай Кузнецов. – На ГТУ-ТЭЦ с газотурбинной энергетической установкой – в теплоэнергетическом цикле если она работает – уходит всего 180 граммов условного топлива".

Повышение энергоэффективности стало одним из государственных приоритетов. Проект "Малая комплексная энергетика", в котором участвуют Объединенная двигателестроительная корпорация и корпорация "Российские технологии" должен стать хорошим подспорьем для обновления локальных энергосистем.